Путь счастья
АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ
«ВАРНАШРАМА-ДХАРМА. РАЗМЫШЛЕНИЯ»
(СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО)
часть 3
«Путь счастья»
ГЛАВА 1
Вступление
Общество, не имеющее высшей цели, никуда не движется,
подобно тому поезду, который ни куда не идет.
Некоторые люди имеют веру в то, что скоро наступят счастливые времена, и общество станет лучше. Другие люди не имеют такой веры. Первые доверяют общественной системе, а вторые — нет. Первые стараются вкладывать свои силы в общее дело, вторые же пользуются системой для личной выгоды. Иногда в обществе преобладают люди первой категории, а иногда — второй. Но если веру теряет подавляющее большинство, то сразу утверждается единый принцип — каждый борется сам за себя. В таком случае труднее всего приходится лидерам, потому что их задача объединять общество, создавая цельную и развивающуюся систему. Но в раздробленном выгодой обществе духовные лидеры не имеют признания. Целостность механизма поддерживается каждой отдельной его частью. Если какая-то деталь не способна хорошо работать, то страдает все устройство. Поэтому нужно убедиться, что все детали находятся на своем месте и связаны с программой работы всего механизма. Рассмотрим детали общественной системы, или индивидуальные типы людей, как они описаны в Ведах.
ВАРНА
Варна, означает отличительные признаки чего-либо, или цвет объекта. Это слово также указывает на профессию человека. В каждом человеческом обществе есть четыре профессиональные группы, варны, это учителя (брахманы), военные (кшатрии), производительный класс (вайшьи) и рабочие (шудры). Деление людей на классы соответствует иерархии разума вселенной и отражает его полноту, поскольку любая из варн нуждается во всех других. Другими словами, разная природа классов, перечисленная выше, образует самодостаточную, единую систему, которую мы называем царством людей. Таким образом, люди едины как часть общества и отличны друг от друга одновременно как личности по роду их деятельности и уровню сознания. Посмотрите на человеческое тело, говорится, что оно устроено по образу и подобию Бога. Функционально его можно разделить на четыре основные части — голова, руки, туловище и ноги. Но все это одно целое.
К «голове» общества относится класс учителей, интеллигенции — это ученые и духовенство. К «рукам» общества относится класс военных, регулярная армия и администрация. К «туловищу» относится класс производителей — это землевладельцы, производящие продукты питания, одежду и т. д., а также банковские работники. К классу рабочих относятся люди, занимающиеся физическим трудом, они символизируют «ноги» общества, опору и помощь для всех предыдущих классов. Эти четыре типа людей имеют свою неповторимую природу. Каждая из них имеет ценность только в связи с другими, точно так же, как любая часть тела незаменима на своем месте, но, отделенная от организма, полностью лишается своей ценности. Как только один из классов провозглашает себя независимым от других, так он сразу теряет свою истинную цену. Истинная ценность, это та ценность, которая полезна для всего организма.
Сейчас мы видим множество людей, не связанных с интересами общества. Это что-то вроде протеза. Хотя каждый, так или иначе, связан внешне при помощи профессии (варны), внутренней связи практически не существует, потому что человек не осознает своей связи с Полным Целым и Его задачами. Он не чувствует «кровообращения» тела. Куда сейчас движется общество людей, никто не знает. В каком направлении, и какова конечная цель — неизвестно. Как правило, конечная цель вообще отвергается как понятие. Люди действуют, не осознавая связи с Абсолютом. Таковы симптомы невежества. Протез, хотя и бывает необходим, всегда приносит боль в местах соприкосновения со здоровым телом, как бы вступает с ним в конфликт. Это указывает на то, что утрачена культура ашрамов или культура единого мироощущения, в итоге людям не хватает духовной энергии, чтобы подключиться к главным функциям организма и осознать ход и смысл развития всего общества. Итак, человеческая природа должна быть полезна всему обществу в целом, а также иметь благотворное влияние и на окружающую среду, в которой обитают и все остальные формы жизни. Вода, земля, воздух и эфир должны сохраняться в чистоте. Это будет наш критерий правильного развития цивилизации — чистота, внешняя и внутренняя.
Например, чтобы могучий интеллект брахманов не был опасен, он должен быть «смягчен» добродетельными качествами, такими как любовь к Богу и сострадание ко всем живым существам. Отсюда исходят все лучшие качества брахманов — правдивость, аскетизм, чистота, милосердие, простота, смирение. Если же развитый интеллект соединить с пороками, то это, несомненно, принесет гибель всему миру.
Чтобы воинский дух и жажда подвигов кшатриев не приносили страх обществу мирных людей, их сила должна быть направлена на защиту добра и справедливости, иначе их насилие под влиянием вечного времени будет наказуемо законами Бога. Долг воина — защищать от боли, причиняемой агрессорами и эксплуататорами. Его природа — блестяще действовать в экстремальных обстоятельствах. Поэтому качества воина — это находчивость, отвага, сила, решимость и умение руководить.
Хитрый и расчетливый ум вайшьев предназначен для выгодных сделок и обогащения. Но, чтобы не ступить на путь жадности и финансового загнивания, их должна возвышать нравственность и забота о простых рабочих, а также о животных, особенно таких, как коровы. Простота шудр, из-за которой они могут попасть под дурное влияние, обретает величие в их служении всем высшим сословиям в качестве преданных, честных помощников.
Когда у профессиональных групп отсутствует общая цель, это означает, что у каждого человека остается цель только своя личная, но все же ее никому не достичь в одиночку. Ни одному человеку это не под силу, каждому необходима помощь, которую он ожидает получить от людей других профессий. Но, если никто не хочет помогать друг другу, тогда все вынуждены стремиться стать востребованными соперничая, демонстрируя свои способности, и получать помощь, материальную или интеллектуальную в обмен на свой труд. Так разные профессии вынужденно или становятся взаимовыгодными и формируют, казалось бы, цивилизованное общество, но лишь до той поры, пока в него не проникают обман и воровство.
Обман
Самое трудное в наши дни — распознать обман. Как говорится в Ведах, человек — это единственное существо, которое может лгать. Обычно ложь распознают, сравнивая чье-либо мнение с мнением общественным. Однако что делать, когда ложно и общественное мнение?
Рабочий провозгласит, что для того, чтобы общество процветало, каждый человек должен работать в полную силу. Торговец скажет, что для процветания нужно не просто работать, а работать с прибылью. Управляющий заметит, что более важна для общества организация труда и распределение собственности. Ученый утвердит, что всем людям необходимо образование, без которого невозможна никакая деятельность.
Кто из них прав больше, а кто меньше? Относительно себя все правы, но относительно всего общества не прав никто. Например, много работая, можно создать ад на Земле, превратив ее в один большой завод с сырьем и отходами. А работая только ради выгоды, люди начнут серьезно враждовать друг с другом. Организовывая массы людей и распределяя собственность, можно легко установить диктатуру. А утверждая относительные истины, легко запутаться в противоречиях многих «научных» точек зрения.
Ложь и обман проникают в общество, когда устанавливается относительная правда. Рабочие провозглашают коммунизм, бесклассовое общество, состоящее только из рабочих. Дельцы провозглашают капитализм, абсолютную власть денег над всеми классами. Управляющие думают о социализме, монархии или демократии, надеясь, что какая-то форма власти окажется наиболее могущественной для всех. Все это — различные формы обмана. Единственная истина заключается в том, что нужно дать возможность развиваться всем четырем направлениям одновременно, как Единому Целому. А для того, чтобы это осуществить, нельзя руководствоваться желанием власти, денег или славы.
Слава
Слава человека не должна быть основана на глупости. Например, рабочий может нарубить двойную или тройную норму угля. Это даст ему славу хорошего труженика, но его самого не интересует, что с этим углем будут делать люди. Ударники труда есть и на бойнях, и на винно-водочных комбинатах. Они успешно и славно работают, не понимая законов кармы. Как одержимые, люди производят бесконечные модели машин, бесконечные модели одежды и обуви, и бесконечно новые медикаменты. Это глупая слава труда.
Деньги
Деньги не должны быть безнравственными или «черными». А также не должны зарабатываться тяжким ослиным трудом или же быть легкой наживой. Настоящая цена денег — это честность. Если они теряют свою настоящую ценность, то становятся проводниками зла.
Уровень цивилизованности определяется тем, как человек использует лишние деньги. Если у человека никогда не бывает лишних денег, то он, скорее всего, жаден или не достаточно разумен. Если он тратит лишние деньги на чувственные наслаждения, то так человек оплачивает свою дорогу в ад. А если он тратит лишние деньги на духовное развитие, то такой человек имеет большое и чистое сердце. Итак, деньги предназначены для очищения и достижения духовных целей.
Власть
Власть без служения Богу и человечеству — это удел негодяев. Настоящая власть предназначена исключительно для благотворительности. Ради власти, денег и славы люди совершают очень много злодеяний. Они борются за то, что им не принадлежит. Мир принадлежит Богу, значит власть, деньги и слава должны служить Богу, и только тогда они могут стать полезными каждому отдельному человеку. Власть необходима для того, чтобы остановить распространение обмана и зла и сохранить целостность государства. Другими словами, власть необходима, чтобы утвердить принципы добродетели, законы Бога, или истинную религию, иначе она превратится в диктатуру мошенников и негодяев.
Полное Целое
История изобилует примерами, когда, действуя успешно, люди не принимали во внимание Абсолютную Истину. Природа Полного Целого — это внутренняя, объединяющая связь между всем, что существует. Для живых существ — это энергия счастья. В наше время счастье рассматривается исключительно как индивидуальное, независимое от других понятие, ограниченное интересами своего личного «Я». Веды же утверждают, что истинное счастье, это понятие абсолютное, которое нас связывает, а не разъединяет с Богом и со всеми Его энергиями, включая различные классы людей. Мы можем быть счастливы по-настоящему только все вместе.
У Бога есть три основные энергии — внутренняя (духовная), внешняя (материальная) и пограничная (живое существо), которое может находиться либо в области материи, либо в области духа. Эти три энергии безграничны.
Находясь в области материальной энергии, человек утрачивает память о внутренней энергии Бога и о Самом Боге. Поэтому его понятие счастья ограничивается только знанием себя и своих личных потребностей. Из-за эгоизма ему бывает трудно понимать и уважать даже такие же, как у него потребности других людей. Однако, личные потребности человека, хотя и кажутся легко осуществимыми, расширяясь, никогда не удовлетворяются по той причине, что никакое количество материальной собственности не приносит счастья душе. Поэтому мир людей так и остается не познанным в самой главной области — области счастья.
Счастье — это царство внутренней энергии Бога, духовная среда вечности и знания. Познание Бога, души и Полного Целого — есть путь счастья для всех классов людей. Это означает, что выполняя совершенно разную работу, люди могут быть одинаково счастливы в процессе достижения духовной цели.
Таким образом, обретение профессии, варны, еще не является законченным знанием. Знание можно считать законченным, когда человек постигнет науку взаимоотношений между варнами. Для этого необходимо восстановить культуру ашрамов.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|