Счастье - это прогресс души
АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ
«Варнашрама-дхарма. Размышления» (Совершенное общественное устройство)
Часть 4. Счастье — это прогресс души
Ашрам
Ашрам — это духовный уклад, или образ жизни согласно природе, возрасту и уровню мудрости человека. Ашрам — это прогресс души от животного уровня до человеческого, а от человеческого к божественному.Их также четыре — ученичество (брахмачария), семейная жизнь (грихастха), отшельничество (ванапрастха) и отречение от мира (санньяса).
Каждая четверть жизни требует от человека определенного понимания в исполнении особых, соответствующих, обязанностей. Например, период ученичества требует добровольной, осознанной дисциплины, служения, почтения к старшим и интереса к знаниям. Его называют брахмачари, что значит любящий Абсолютные знания.
А семейный человек должен стремиться жить чистой жизнью, храня супружескую верность, поддерживая материально и нравственно семью, учиться принимать ответственность за других, заниматься благотворительностью и терпеть неудачи, не теряя нравственности и квалификации. Его называют грихастха, в его доме царит мир и чистота.
В отшельничестве, чтобы правильно отойти от дел, человеку понадобится почтение и любовь ко всему живому, понимание связи всего и всех с Богом. Ванапрастха означает обитатель леса. А в отрешенном укладе жизни человек должен научиться ни от кого ничего не ожидать, во всем полагаясь только на Бога, и служить всему человечеству, говоря только о самой высшей цели — о любви к Богу. Такого человека называют санньяси, то есть вступившим на путь вечности.
Если варна человека не меняется в течение жизни, поскольку не меняется тип его тела до самой смерти, то ашрам человеку менять необходимо, потому что ему необходимо изменять свое отношение к жизни. Постоянный рост знания и отречения избавляет людей от бессмысленных конфликтов, порожденных привязанностью к временному богатству и положению. Но, совершенствуясь в ашрамах, человек развивает привязанность к Богу и, поэтому, не вступает в бессмысленный конфликт с материей, вполне довольствуясь тем, что имеет.
Это значит, что материальный прогресс, не удовлетворяющий душу и сеющий раздражение, искусственен, тогда как умиротворяющий душу духовный прогресс — настоящий.
Счастье — это прогресс души, а не положение
Люди и классы людей конфликтуют не потому, что у них разная варна, разное социальное положение, а потому, что их сердце не чисто. Чтобы очистить сердце, Веды рекомендуют следовать тому долгу, который соответствует одновременно и варне, и ашраму человека. Другими словами, человек может совершить прогресс только со своего уровня, а не с уровня, который ему нравится. Счастье — это прогресс с определенного духовного уровня, который не зависит от профессии человека. Например, если кому-то нужно попасть в Москву, то он может легко узнать, где она находится, и осуществить поездку, но лишь в том случае, если точно знает свое местонахождение. Человек должен знать, на каком расстоянии от Москвы он находится. А, может быть, он уже в Москве? Не зная своего местонахождения, невозможно достичь никакой цели. Все люди находятся на разном расстоянии от Бога. Это расстояние определяется не варной, а ашрамом.
Другими словами, каждый человек по-разному связан с Богом. Кто-то проявляет лишь любопытство, другой серьезно им интересуется, третий уже практикует духовное знание и близок к совершенству, а кто-то достиг освобождения духа. Есть и такие, кто враждебно относится к Личности Бога, и это тоже отношение, связь, но отрицательная, со знаком «минус». Подобное настроение человека находится вне ашрама, вне цивилизованных взаимоотношений, потому что подразумевает вражду и агрессию.
Варнашрама-дхарма начинается с общественного положительного интереса к Богу, как источнику всего и Отца всех живых существ. Другими словами, все классы людей должны, так или иначе, заинтересоваться Богом: ученые — как предметом научных исследований, организаторы и военные — как причиной героизма, вдохновляющей силой, основой для проявления великих деяний, подвигов и доблести, бизнесмены — как источником нравственности и богатства, а рабочие — как смыслом честного труда.
Для того, чтобы пробудить у людей интерес к Богу, необходимо создать ашрамы, сообщества людей, которые будут общаться исключительно в целях духовного развития. Подробные знания о Боге можно найти в ведической литературе, так же как и подробные знания о человеке.
Человека всегда будет интересовать богатство, слава, знание и власть. Необходимо иметь ясные представления об этих ценностях, предназначенных для счастья всех людей.
О богатстве
Согласно современному словарю, богатство — это обилие материальных ценностей, денег. Но, с точки зрения Вед, это незаконченное определение.
Представьте себе первого человека, который увидел перед собой необитаемый мир. В нашей фантазии это будет обычный человек, склонный к личному обогащению. Перед ним необитаемая среда, пусть это будет великолепный остров, как у Робинзона Крузо. Наверняка этот человек не думал бы о накоплении богатств. Он просто трудился бы как единственный хозяин и слуга на своем острове, пытаясь выжить за счет тяжелого труда. Разве можно было бы сказать, что этот человек богат? Вряд ли! Ведь богатство имеет смысл только при разделении труда и обмене ценностями.
Богач, это тот, кто владеет не столько деньгами и собственностью, сколько людьми, которые зависят от его личных качеств и личных накоплений. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» — так говорят о богатстве. Нельзя назвать человека богатым, если он хранит свои богатства, но никогда не тратит. О таком человеке сказано, что это сторож денег, а не богач. Значит богатый человек — это тот, кто умеет пользоваться своими богатствами в обмене с другими людьми, не растрачивая своего потенциала. Следовательно, богатый должен быть не жадным, а расчетливым. Но в нашем примере первый человек, это обычный собственник.
Теперь представьте, что на острове появился второй такой же собственник. Тогда наверняка пришлось бы установить границы, чтобы поделить собственность поровну. Это сложная задача, потому что здесь уже понадобились бы точные знания о ценностях земли, воды, лесов и недр, которые там существуют. Этим занимается современная наука, изучая материальную природу и назначая ей цену с точки зрения наших потребностей. Без таких знаний человек не может считать себя владельцем мира, подобно тому, как человек, не знающий устройства оружия, не может считаться его владельцем. Он лишь собственник. Итак, этим двоим понадобились бы знания о ценностях, чтобы поделить свой остров.
Сейчас большинство людей не интересуются получением больших знаний, но каждый хочет большого богатства. Когда неграмотному батраку перепадает одежда с барского плеча, то он думает, что разбогател. Невежественные люди вполне довольны подделкой богатства. Но если представить себе двух умных людей, претендующих быть хозяевами мира, то им пришлось бы по-настоящему поделить собственность. Это значит, что им пришлось бы установить точную цену того, что их окружает. Вода, земля, леса, горы, реки, океаны, источники энергии. Таким образом, при появлении каждого нового человека, обладающего знанием и желанием быть хозяином, происходила бы и новая оценка и новый передел мира. Человек требует себе «своего» места, и чем больше делились бы богатства, тем меньше их становилось бы для обладателей, как это в свое время произошло в Европе, когда все новые и новые люди претендовали на собственность, и разжигаемые ими войны способствовали постоянному переделу границ. В конечном итоге такого развития все люди обязательно становятся одинаково бедными, и наступает кризис.
Конечно, на практике такого не происходит, потому что люди не обладают одинаковым количеством знаний, их представления о богатстве тоже разные. У кого-то это красивые вещи, для других это свобода, которую приносят деньги, а кто-то богатством считает недвижимость и спрятанные деньги. Но, так или иначе, если бы количество людей увеличивалось до бесконечности, то все оказались бы на грани вымирания. Таков финал накопления богатств. Поэтому люди делят богатства так, чтобы не все оказались на грани вымирания, а лишь некоторые, менее разумные, которых, на самом деле, большинство. Их превращают из собственников в слуг.
Сейчас проблема перенаселения не так остра, чтобы о ней говорить. Скорее, наоборот. Но все же, перенаселение в городах уже существует, и не столько человеческое, сколько в области производства машин, которые требуют горючего и дорог, отнимают у людей жизненное пространство и чистый воздух.
Теперь рассмотрим другой взгляд на ситуацию, вернувшись к нашему примеру. Первый человек на острове не очень-то знал о богатствах острова и не считал себя хозяином, потому что понимал, что хозяин уже существует. Он понимал мир как дар Бога, а каждого нового человека воспринимал не как соперника в накоплении собственности, а как брата в Боге. В этом случае люди не делили бы богатства природы, а просто пользовались ими по необходимости, а в деятельности руководствовались взаимной пользой. Таким образом, они не становились бы ни богаче, ни беднее, но были счастливее.
История о двух братьях
Жили два брата. Досталось им от отца одно поле, на котором они выращивали зерно, а урожай каждый год делили пополам. Один брат был женат и имел много детей, а другой был холост. Женатый плохо спал по ночам и все думал: «Как же так… мой брат не женат, а урожай мы делим пополам? Случись с ним что на старости лет, а у него даже детей нет, чтобы помочь. Я говорю ему, чтобы он брал больше, чем половину урожая, а деньги откладывал на старость. Но он же не слушает!». Думал он так и ворочался в кровати, потом поднимался посреди ночи, брал мешок зерна из своего амбара и тайком подсыпал в амбар брата.
Другой брат тоже плохо спал по ночам, все думал: «Как же так… мой брат женат, у него дети, а урожай мы делим пополам. Я говорю ему, чтобы он брал больше, семью ведь кормить надо, но он разве послушает?!». Поднимался и он посреди ночи, брал мешок зерна из своего амбара и тайком подсыпал в амбар брата.
Так они и жили, втайне помогая друг другу, пока однажды ночью не столкнулись нос к носу с мешками за спиной. На этом месте люди поставили в их честь храм. Количество их богатства не увеличивалось и не уменьшалось в результате ночных походов, а любовь, конечно же, возрастала.
А как же перенаселение?
В обществе знающих людей, заботящихся друг о друге, не может быть ни человеческого перенаселения, ни чрезмерного избытка машин. Любое перенаселение — это проблема глупых и жадных. Любой человек, думая о благе своей семьи, способен регулировать ее численность. Хотя мне трудно согласиться с современными способами ограничения рождаемости, но, не вдаваясь в подробности, мы можем сказать, что люди способны контролировать определенные желания исходя из общей пользы. Например, моя бабушка в тридцать два года имела уже пятерых детей, когда дед погиб на войне. Но, думая о благе своих детей, бабушка не вышла замуж второй раз, а жила как честная вдова.
Хотя животные не способны на подобный самоконтроль, тем не менее, они прекрасно контролируются силами природы, у них не бывает перенаселения, так как одно живое существо поедает другое. Человеку разумному не пристало поедать другого человека, более того, ему лучше отказаться даже от поедания плоти животных. Человек способен удерживать себя от низшей, животной деятельности, контролируя свои чувства при помощи развитого человеческого интеллекта. Он может жить как мудрец.
Когда человек сможет организовать добро и мудрость в своем обществе, тогда человечество научится управлять гармонией мира при сотрудничестве человеческой добродетели и сверхчеловеческого знания. Такова цель варнашрама дхармы.
Жадность
Первым препятствием на пути к гармонии мира является жадность, стремление к бесконечному обогащению. Жадность превосходно организована в обществе современных людей. Все устроено для личного обогащения, и тот, кто это устроил, также не лишен чувства выгоды. На чувстве собственности основаны все современные научные изыскания. Наука манипулирует материальными элементами, разбирает и комбинирует их, как ей заблагорассудится, как будто все элементы и стихии изначально взаимодействовали случайно и ошибочно. Другими словами, наука хочет усовершенствовать этот мир как свою собственность, согласно человеческим желаниям. Это результат неправильного образования.
Например, посмотрите, как детей обучают математике. Известно, что ребенку трудно понять в первый раз, как «один» и «один» становятся двумя. Он видит единицу и еще одну единицу, но почему в итоге получается новая цифра «два»? Тогда ему приходят на помощь: «Вот тебе одно яблоко, Вася. Оно твое. И вот тебе еще одно яблоко, бери. Теперь у тебя два яблока». Ребенок понял: «Я обладатель двух яблок». Его понимание сложения основано на желании иметь больше. В развитии такая математика становится неприменимой в жизни, потому что в жизни я не могу производить любые операции с объектами. В жизни приходится учитывать природу всего, что мы видим.
Математика жизни
На самом деле один и один никогда не становятся двумя, если между ними нет функциональной связи. Это значит, что любое число постигается в единстве. На абсолютном уровне «один» плюс «один» равно одному, но в этой абсолютной единице можно увидеть разнообразие. Например, два глаза равны одной способности видеть. «Два» рассматривается как одно целое. Муж и жена как одно тело. Зрение и свет тоже находятся в неразрывном единстве, потому что без света невозможно пользоваться зрением. Так можно досчитать до двух, наблюдая мир, потом до трех, четырех и так, постепенно, до десяти и дальше. Математика — это вселенская наука единства и равновесия жизни. Также и бесчисленные богатства имеют настоящую цену, когда используются как единое целое. Если у каждого человека есть тысяча долларов, то у тысячи человек уже есть миллион долларов. Если люди лишены коллективного сознания, то они лишены и коллективного богатства. Есть только одно богатство — жизнь, и оно неделимо, потому что включает в себя все. Все служит поддержанию жизни, поэтому каждый имеет право на свою долю. У меня есть жизнь, а я думаю, что у меня есть тысяча тысяч долларов, и когда я теряю эту сумму, то думаю, что мне пришел конец, хотя конец пришел не мне, а моим деньгам.
Жадность заставляет человека радоваться приобретениям, даже когда они не нужны, и сильно печалиться потерям, даже когда они незначительны. Жадность лишает человека стыда и толкает на грех. Грех отнимает разум, из-за чего в ум проникает скорбь и слабость. А затем человек, потеряв энтузиазм, скатывается до беспомощной нищеты.
Откуда берутся нищие люди, в то время когда мы имеем огромные ресурсы природы? Сегодня в мире не должно быть ни голода, ни нищеты. Причина в том, что люди стали целиком зависимы от денег, а не от богатств и щедрости природы. Другими словами, люди попали в зависимость от организованной жадности и потеряли разум. Чтобы изменить это, необходимы усилия руководящего класса или власти.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|