Неодолимая сила чувств

Александр Хакимов

«Уровни сознания»

Структура человеческой личности. Размышления

Сверхдуша

Душа

Ложное эго

Разум

Ум

Чувства

часть 2

 «НЕОДОЛИМАЯ СИЛА ЧУВСТВ»

ГЛАВА 1

КОЛЕСНИЦА ТЕЛА

Науку взаимоотношений надо беречь как зеницу ока, поскольку, утратив ее, мы потеряем все: общество, семью и самого себя. Наука взаимоотношений начи­нается с простых, «технических» вещей и заканчи­вается полным освобождением личности от стра­даний. На первом этапе от нас потребуется всего лишь проявить некоторый интерес. На вто­ром этапе потребуется честность. А на высшем - глубокое искреннее желание. Но начнем, пожалуй, с самого начала.

ИНДРИЯНИ

Индрияни – это чувства. Их природа в том, чтобы интересоваться всем подряд. Давайте пойдем вслед за ними, чтобы узнать, что они собой представляют. Любознательным людям наверняка будет инте­ресно прочитать написанное ниже.

ДУША И ЧУВСТВА

Изучать по «вертикали» глубину личности человека можно в двух направлениях. Либо сверху вниз, либо снизу вверх. Личность опреде­ляется эпитетом «обладающая чувствами». Находясь в материальном теле, эта личность, или душа, начинает восприятие и познание мира снизу, посредством несовершенных органов чувств, опираясь на са­мый низший уровень осознания, который доступен даже животным. Иными словами, человек с самого начала встает на путь ошибок и про­двигается по нему вверх, устраняя по ходу дела разные недостатки. Этот путь снизу вверх, в конечном счете, заканчивается следующим ошибочным выводом: «Я есть тело, и у меня есть душа (жизнь)».

Но познание себя сверху вниз безошибочно и характерно другим выводом: «Я – душа (жизнь), и у меня есть тело». Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано толь­ко человеку. Если животное знает себя снизу, то человеку подобает все же постигать себя сверху.

НЕОДОЛИМАЯ СИЛА ЧУВСТВ

Обычно еще до знания о душе человек начинает постижение мира и себя подобно животному, с чувственного уровня, опираясь на орга­ны восприятия. Иными словами, он выстраивает свою жизнь на ос­нове того, что видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, как это делает обычный ребенок, который ползает повсюду, смотрит во­круг, все ощупывает, тащит что-то себе в рот, слушает звуки и нюха­ет – именно так он познает мир. Такое непосредственное восприятие окружающей среды на санскрите называется пратьякшей. А пять ор­ганов восприятия – гьянендриями. Гьяна – знание, а индрияни – чув­ства.

Так жизнь в теле начинает познавать материальный мир звуков, форм, запахов, касаний и вкусов. Функции чувств очень просты, они подобны железу, которое притягивается магнитом. Например, если раскрыть глаза, они тут же начинают блуждать в калейдоскопе форм и цвета, приостанавливаясь, а затем притягиваясь наиболее яркими и выразительными вещами. Точно так же функционирует и ухо в обла­сти звуков, нос в области запахов, а в области вкуса уже трудится язык.

Мы видим, что чувства находятся под влиянием магнетизма окружа­ющих объектов и вовлечены в постоянный поиск наиболее сильных ощущений. Чувства ведут себя так из-за того, что каждое из них слу­жит проводником наслаждения и неразрывно связано с определенной стихией природы. Сила чувств неодолима. Земные чувства притяги­ваются земными стихиями для собственного услаждения. Например, слух связан со стихией пространства, осязание связано с воздухом, глаз – со стихией света, язык – с водой, а нос –  со стихией земли. Так что функции каждого органа чувств локализованы. Они наслаждают­ся по-разному: ухо только слышит, кожа только осязает, глаз только видит, язык способен различать только вкус и горячее-холодное, а нос может только чувствовать запах. Иными словами, они действуют в разных измерениях восприятия. Орган слуха может воспринимать то, что глаз не видит, а язык не чувствует на вкус, и что нос не обоня­ет. Ухо слышит звук. Таким образом, слух более тонок в восприятии, чем осязание, а осязание более тонко, чем зрение, зрение тоньше вку­са, а самым грубым считается обоняние. Таковы разные измерения чувственного восприятия. Существуют и другие измерения чувств, но об этом мы расскажем позже.

Пространство можно только слышать. Насколько далеко объект находится от меня, можно определить просто по звуку. Воздух мож­но слышать и осязать. Огонь можно слышать, осязать и видеть. Воду можно слышать, осязать, видеть и чувствовать на вкус. И, наконец, землю можно слышать, осязать, видеть, чувствовать на вкус и обо­нять. Вся полнота ощущений завершается запахом. А земля – источ­ник всех вкусов и всех форм. Мы живем на земле, где присутствуют все вкусы ощущений.

Знание, которое приобретается чувствами, так и называется – зна­ние, доступное органам чувств. Современная наука опирается на эту платформу познания, и любой из нас по простоте душевной пользует­ся этим же способом познания. Но этот уровень восприятия несовер­шенен, так как наши органы чувств работают в невообразимо малом диапазоне восприятия. Чувства несовершенны. Поэтому наука пыта­ется «усовершенствовать» органы восприятия при помощи приборов: телескопов, микроскопов, передатчиков, приемников электромагнит­ных волн и т. д., и т. п. Потому что человеческих органов чувств явно недостаточно. Например, если в помещении будет слишком ярко, мы ничего не увидим, потому что яркий свет ослепит глаза. А если будет очень темно, мы тоже ничего не сможем увидеть. Но между светом и тьмой нам что-то удается воспринимать. Есть инфракрасные, уль­трафиолетовые и прочие излучения, недоступные нашему воспри­ятию. То же самое происходит и со слухом, и со вкусом, и другими органами чувств. Совершенно очевидно, что наше восприятие огра­ничено определенным, выделенным нам природой диапазоном ин­формации. Это и означает, что платформа чувственного восприятия несовершенна, она не может дать нам полной картины окружающего мира. Есть великое множество энергий, которые находятся вне вос­приятия чувств, но фиксируются приборами, например, структуры материи на атомном и молекулярном уровнях. Также есть энергии, ко­торые невозможно зафиксировать никакими приборами. Мы никогда не узнаем о них опытным, или, точнее сказать, экспериментальным путем.

Здесь важно понять, что органы чувств отличаются от их облада­теля, от личности. Например, человек может потерять зрение, но это не означает, что личность потеряла способность видеть. Потенциал видеть сохраняется, поэтому, если человеку дать новые глаза, он опять сможет видеть. Если глазам добавить микроскоп, то можно за­глянуть и в микромир. Но подобно тому, как микроскоп отличается от человека, также и глаз отличается от личности. Личность выступа­ет в роли обладателя органов чувств, которые могут терять, восста­навливать или изменять свои способности. Пользуясь глазом птицы, можно видеть гораздо лучше, чем это дано зрению человека, а поль­зуясь крыльями, можно летать. Пользуясь разными телами, в разных жизнях, душа по-разному думает о себе и по-разному действует. Я – птица, я – зверь, я – человек... То есть личность отличается от тела, но пользуется им и как бы попадает в зависимость от него, подобно тому, как художник зависит от качества кисти и холста, как скуль­птор зависит от качества резца или как программист зависит от типа компьютера.

Итак, чувства человека на самом деле не всесильны. Кроме того, они очень быстро утомляются и не могут наслаждаться слишком дол­го. Очень скоро наступает эффект пресыщения. Острое восприятие длится считанные мгновения, постепенно переходя в обыденность, а затем в скуку. Утомительно чувствовать одно и то же. Одна и та же одежда, одна и та же музыка, тот же пейзаж за окном, одна и та же работа... Так жизнь лишается смысла, и наступает усталость. Или пре­сыщение. Даже если язык наслаждается любимым вкусом шоколад­ных конфет, такое наслаждение невозможно продлить долго, потому что любимый вкус очень скоро вызовет отвращение. Чувствам нужен отдых и смена обстоятельств. Работа и отдых – это тот режим, в кото­ром они работают всю жизнь.

Войдя в новое  грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства расположены вокруг ума и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.

 Бхагавад-гита, 15.9

Органы чувств –  это всего лишь двери в окружающий нас мир, че­рез которые информация проникает вглубь сознания, в новое изме­рение, которое создает новые ощущения, обладает емкостью и спо­собностью создавать образы. Там, в глубине, находится более тонкая и могущественная субстанция – наш ум. Его часто называют шестым, скрытым чувством. На санскрите его имя манас.


0 Поделиться