Манас. Царство ума

Александр Хакимов

«Уровни сознания»

Структура человеческой личности. Размышления

Сверхдуша

Душа

Ложное эго

Разум

Ум

Чувства

часть 3

«МАНАС. ЦАРСТВО УМА»

Мы подошли к следующему порогу самосознания. Мы входим в царство ума. Чтобы идти дальше, нужно стать честным или хотя бы захотеть этого. Вначале это может быть трудным делом, поскольку то, что мы долгое время носили в собственном уме, не было истиной. «Наша истина» не принесла нам счастья. Теперь нужно признать, что существует Абсолютная Истина, и начать новый, честный и более глу­бокий путь познания.

ПРОБЛЕМЫ МЫСЛИТЕЛЯ

Даже тем мудрым людям, которые знают, что они не есть это гру­бое физическое тело, трудно отличить себя от тонкого тела ума. Такова проблема каждого мыслителя. Мыслитель погружен в умственную де­ятельность настолько, что ему кажется, что ум – это и есть, его истин­ное Я. Я мыслю, следовательно, я существую. Чтобы распознать ум, необходимо понять его функции. Всем в какой-то степени известно, что такое органы чувств, но не все знают, что такое ум, что он более тонок и стоит над чувствами. Человеческая деятельность обосновы­вается именно на платформе ума. Биологи полагают, что ум находится в голове человека, но на самом деле в голове человека находится всего лишь мозг. Ум же не имеет биологического происхождения. Мозг – это не ум, он всего лишь офис, где ум работает. Например, компьютер – это офис, где работает электрическая энергия. Он может показывать кар­тинки, печатать буквы, воспроизводить звуки. Но на самом деле все это делает управляемое электричество. Распознав функции ума, мы сможем овладеть им и управлять. Если же мы не распознаем его при­сутствие, то неминуемо окажемся под его полным влиянием, а наше истинное Я идентифицируется, сольется с ним. Так человек перестанет различать между собой и умом. В результате он потеряет управление, потому что независимый, неконтролируемый ум есть источник само­обмана, или иллюзии. Попытаемся разобраться в его функциях на ос­нове Вед.

ФУНКЦИИ УМА

Главная функция ума – управление чувствами. У ума имеется два спо­соба повлиять на них, это санкальпа и викальпа, принятие и отвержение. Ум принимает все, что окажется приятным для чувств, а все, что неприят­но, отвергает. Таким образом, ум заботится исключительно об удовлет­ворении чувств. Если чувства довольны, то и ум тоже доволен. Если же чувства не удовлетворены, то и ум не удовлетворен. Значит, его главная функция – служить чувствам. В этом кроется неполноценность ума, по­тому что, удовлетворяя чувства, он может нанести вред своему здоро­вью или окружающим. Ум не ведает границ наслаждения. Это известный недостаток. Ради услаждения чувств он отвергнет даже полезные вещи. Например, люди принимают решение пить алкогольные напитки, курить, принимать наркотики. Они делают это ради каких-то приятных ощуще­ний. При этом они отвергают здоровый образ жизни и поиск Абсолютной Истины. Такова функция ума и его природный недостаток.

Ум также называют шестым, внутренним чувством. В уме могут про­исходить сложные операции, но основных функций, как мы сказали, все­го лишь две: принимать приятное для чувств и отвергать неприятное. В этом отношении ум очень прост. Хотя он может пускаться на самые хитроумные изобретения ради достижения цели, на самом деле все очень просто. В итоге, он хочет угождать чувствам. Так устроен любой, даже очень сложный ум. Все, что ему нужно понять, – это то, насколько та или иная вещь может быть приятной или неприятной для чувств. Однако ум способен и на удивительное – он может одновременно воспринимать звук, форму, касание, вкус и запах. Поэтому ему свойственны тонкие, смешанные ощущения или необъяснимые чувства. Но в основном ему свойственно чувствовать привязанность или отвращение: «О! Как мне все это нравится! Я хочу это! Жить без этого не смогу! А это я терпеть не могу, просто ненавижу, не хочу видеть и слышать об этом!». Так про­является двойственность ума и чувств: приятно – неприятно, а это оз­начает: плохо – хорошо, друг – враг, хочу – не хочу. Тогда как для более высокой субстанции таких различий не существует. Значит, если мы ви­дим что-то приятное или неприятное и делаем вывод, что одно хорошо, а другое плохо, мы должны знать, что это говорит ум. На более высоком уровне нет ни плохого, ни хорошего. Это всего лишь перекос вследствие чувственного восприятия.

УМ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОШЕННИК

На самом деле существует истина, которая ни плоха, ни хоро­ша, потому что абсолютна. Если ум высвобождается из-под влияния чувств, то он способен осознать единство истины. Но когда он подвер­жен двойственности, то реальную, или духовную, жизнь будет очень трудно понять умом. Посмотрите, как ум постоянно сбивается с толку, не осознавая подлинной реальности. Например, из всей пищи он при помощи глаз и языка предпочтет наиболее вкусное, несмотря на то, что она может оказаться вредной. Ему захочется выпить водки, чтобы ощу­тить вкус опьянения, несмотря на то, что есть риск стать алкоголиком. Он привлечется красивой женщиной и захочет близости с ней, несмо­тря на то, что уже женат. Таким образом, уму свойственно принимать и отвергать безостановочно. Он перебирает объекты снова и снова, ме­няя их в погоне за новизной. Как только чувства пресыщаются одним объектом, ум немедленно отыскивает что-то свеженькое. Эта функция ума называется в Ведах чанчала, то есть «скачущий с объекта на объ­ект». Поэтому ему приходится проводить всю свою жизнь в вечных скитаниях и беспокойствах, так как определить окончательную истину при помощи органов чувств он не в состоянии. Если б чувства не пре­сыщались, тогда бы и ум был спокоен и доволен тем, что имеет.

В Ведах дается сравнение ума с человеком, которого встречают сразу пять жен, и каждая желает привлечь его только к себе единственной. Как выбрать одну, не ущемив интересы других? Чтобы справиться с этой задачей, он составляет планы и идет на ухищрения. Он связывает деятельность чувств со своим воображением, обещая счастье и удовлетворение всем в свое время. Он объединяет все образы и ощущения вместе, комбини­рует их и как будто бы создает нечто новое. Ум – великий комбинатор.

Ум способен синтезировать и производить новые формы, новые комбинации звуков, запахов, вку­сов и т. д. Он склонен думать сразу обо всем на свете, и действует как творец всего сущего. Но стоит ли верить золотым горам, созданным умом? На самом деле способность синтезировать дана уму для позна­ния Полного Целого, или Абсолютной Истины, а не для того, чтобы обманывать себя и других. Истинное предназначение ума заключается в том, чтобы связывать все с Богом.

Именно этим отличается человеческое существование от сущест­вования животного. Ум человека наделен тонкими энергиями созида­ния, благодаря которым человек обладает богатым внутренним миром воображения и способностью создавать образы. Особенно способным ум становится в состоянии любви к Богу и ко всему живому. Любовь он хорошо помнит и всегда ищет. Любовь создает в уме не просто образы, а образы реальные и без выдумки. Этим ум человека отличается от дру­гих видов жизни, ум которых забывчив, а любовь их полностью распо­лагается только на платформе удовлетворения чувств. Искать любовь для животного или насекомого означает искать еду и секс. Человек же имеет более развитое тонкое тело ума, поэтому способен глубже чув­ствовать, глубже переживать, создавать образы. Его желания и раз­мышления куда тоньше. Поэтому в поисках истинной любви человек обязательно придет к Богу. Человек живет более тонкими материаль­ными энергиями, которые могут его вывести на путь духовного поиска. Ведь душа человека как бы «плавает» внутри этих тонких энергий. Он живет в измерении ума.

Уравновешенный человек, способный контролировать речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире. 

Шри Упадешамрита, текст 1

В Ведах говорится, что ум – такая сильная вещь, что легче оста­новить ураганный ветер голыми руками, чем обуздать ум. Прикажите ему – остановись, хотя бы пять секунд помолчи, прекрати же­лать чего бы то ни было! Да он и на секунду даже не остановится. Оказывается, он очень упрям и крайне силен. На ум влияют органы чувств, а он, в свою очередь, может оказывать влияние на все чувства. Мысли находятся во власти тела, а тело – во власти мыслей. Любые мысли имеют свое отражение в грубой материи.

Несмотря на могущество и неистовую силу ума, его нетрудно по­ставить в неловкое положение. Он силен в наслаждениях, но беспомо­щен перед фактом страданий. Испытывая боль и отчаяние, он обычно обращается к более высокому уровню над ним. И некто, стоящий выше и глубже, оттуда упрекнет его так же, как строгий доктор упрекает больного и несчастного:

«Ты хотел стать успешным и счастливым. Ты многое сделал для этого и многое перепробовал. Ты доказал всем, что твой путь истин­ный. Но, тем не менее, ты страдаешь. Ты до сих пор так и не понял, кто ты, для чего живешь и какова твоя конечная цель. Ответь мне, почему?».

«Я признаю свои ошибки. Я знаю, что ничего не знаю. Помоги мне избавиться от страданий», – в отчаянии признает свое несовершен­ство Ум.

Такие вопросы посылаются в ум здравым смыслом, когда человек испытывает кризис в своей жизни и не может найти выход при помо­щи ума. Если бы человек действовал, только повинуясь позывам ума и чувств, то навсегда бы потерялся в этом мире. Здравый смысл распо­лагается выше ума – как высшая инстанция, которая способна видеть высшую цель жизни или хотя бы более высокую, чем та, которая есть. Он устанавливает единые нормы и законы для всех, не важно – нравит­ся это или не нравится человеческим эмоциям; то есть он устанавлива­ет закон. Этот здравый смысл Веды называют буддхи, или разумом.


0 Поделиться