Хождение за три моря

 Интервью Александра Хакимова для журнала "Hair's How & Beauty", посвященного культуре Индии, Москва, 03.12.14

ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

Часть 2

«Тогда скажите, что есть красота...»

— Мы естественным образом перешли к теме красоты. Скажите, красота в ведическом обществе и в современном мире — это совсем разные понятия, они не могут быть соединены?

— На самом деле это одно и то же. Красота всегда остается красотой, вопрос в том, как ею пользуются. Например, человек красивый, и это хорошо. Но важно, как он этим воспользуется. Умный — и это хорошо. Но как он применит свой ум? Богатый — прекрасно. Но все дело в том, как он использует свое богатство. Красота естественным образом дана нам. Человек вообще красивое, изящное существо. Особенно если у него в сердце есть любовь. У него может не быть особого потенциала внешней красоты, но любовь, одухотворенность делают его очень привлекательным. И если мы освоим такую культуру, в которой будем пробуждать любовь, то красота проявится еще и с внутренней стороны, не только внешне. И она не будет зависеть от всех этих атрибутов — прически, одежды и пр. На самом деле именно эта внутренняя красота — самое важное. Это то, чего мы прежде всего ожидаем, общаясь с красивым человеком — увидеть, что он не только хорошо выглядит, но и внутренне красив. И какое же разочарование, если там ничего этого нет.

— Это ведь характерно сейчас для западной культуры: создать внешний фасад. А ведь еще Н.Заболоцкий писал:

«Тогда скажите, что есть красота,

За что ее обожествляют люди,

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде...»...

— Да, все знают, что красота спасет мир, все говорят об этом. Но мало кто понимает, что красота должна быть во всем: если вы хорошо выглядите, красиво одеваетесь, то и внутри вы должны соответствовать этому.

— Можно ли эту внутреннюю красоту пробудить?

— Нужно. Необходимо это сделать. Вообще, это предназначение человека — пробудить в себе эту внутреннюю красоту, любовь. И она божественна. Все-таки мы употребим это слово — Бог, хотя оно такое страшное сегодня. Но без него никак не обойтись. Это как слово «стоматолог» — пугающее, но без него никак, все равно придется о нем говорить. Бог сегодня — как лекарство, и вопрос опять же в том, как мы им воспользуемся. Если мы злоупотребим дозой, то даже можем умереть. Если вообще не принимать лекарство — тоже умрем от болезни. Нужна правильная дозировка, правильная регуляция: как развивать свое сознание Бога. Иногда религию насаждают сверху или применяют насилие, чтобы продвигать религиозные принципы — это и есть передозировка. Но иногда говорят, что если религия такая, то лучше вообще не нужно никакой религии — это недостаток, тоже плохо. Нужно, чтобы благодаря религии люди становились здоровы и счастливы. Чтобы у каждого была своя религия, благодаря которой он продвигается вперед.

— Как почувствовать свою дозировку, необходимую лично каждому из нас?

— Вот для этого тоже стоит поехать в Индию. Можно, конечно, и здесь найти маленькие «островки» Индии, где люди в одном сообществе не завидуют друг другу. В Индии это одна из главных характеристик общества: очень мало зависти. Поэтому у людей проявляются сверх-способности. И поэтому у индусов очень острое чувство красоты. Они мастера в плане изобразительного искусства, музыки, умения одеваться... Я был на концертах в школе искусств в Южной Индии, где занимаются классическими постановками танцев: «Рамаяны», Пуран, древних и современных историй. Эти постановки идут под живую музыку, в течение трех-четырех часов. Ни одного сбоя, ни одной ошибки музыканты не совершают. Это звучит мастерски, виртуозно и совершенно спонтанно. Знаете, что такое индийская музыка, все эти раги — тона, полутона и т. д.? И мастерство, с которым музыканты играют, завораживает. Просто мистика какая-то, что они творят. И все потому, что у людей нет зависти, они никому не подражают, а находят источник вдохновения в себе. Знаете, как в природе: травинка растет и она получается! Не бывает так, чтобы росла, выросла — и не получилась. Цветок распускается, и он всегда красив, не случалось еще, чтобы какой-то брак вышел в итоге. И мне это напомнило Индию, где люди настолько открытые, одаренные, что творчество проявляется очень естественно, потому что нет конкуренции. Конечно, там тоже есть недостатки, но в сравнении с Западом их творческая спонтанность очень чувствуется. Поэтому так важно посетить Индию хотя бы раз в жизни. Там больше возможностей. Но поехать нужно в святое место. Не туда, где наркотики принимают, не на Гоа.

— То есть истинное творчество свободно от конкуренции?

— Да, именно так. А иначе, как говорят современные художники, это будет просто выпендреж друг перед другом. Творчество — это глубоко индивидуальный процесс, это нельзя с чем-то сравнить или противопоставлять чему-то. Творчество — это выражение любви. Мы не можем результат истинного творчества с чем-то сравнивать, критиковать или отвергать. Ребенок рисует солнце с кривыми, необычной формы лучами, и мы же принимаем это, не сравниваем с Репиным, например. Потому что это спонтанное проявление его творческих способностей. Любое сравнение будет неуместным, потому что это рост, развитие, которое вне всякой конкуренции. В плане творчества Индия меня просто обворожила. Я вообще художник по натуре, и там мой творческий потенциал увеличивается сразу в десятки раз. То, что я делаю в Индии, под влиянием и впечатлением того, что я там вижу и слышу, я не могу сделать в России. Конечно, это очень важное место для паломничества.

 Там пробуждается вдохновение?

— Да. Когда вы видите красоту — оно естественным образом возникает.

— А что это за сила — вдохновение?

— Это когда вы хотите сделать невозможное. Парадокс, да? Обычно невозможные вещи у нас не вызывают вдохновения: «А, это невозможно...» — и мы чувствуем апатию, поскольку это что-то недосягаемое. А в Индии наоборот: когда вы видите невозможное, вы вдохновляетесь и верите, что это возможно, реально создать. Вы смело действуете в этом направлении, и даже что-то получается. Это и называется вдохновение. Без вдохновения мы не можем сделать чего-то ценного в жизни. Это просто будет какая-то оплачиваемая работа, и все. Но самые великие вещи мы делаем только в порыве вдохновения. Что в европейском искусстве самое непревзойденное? Это эпоха Возрождения: архитектура, храмы, картины... Когда Стендаль приехал во Флоренцию и просто услышал о тех ценностях, которые там собраны, он буквально потерял сознание. Это было вдохновение. И сейчас нам очень важно испытывать вдохновение, чтобы возродить какие-то хорошие вещи.

— В современном искусстве трудно найти эту силу вдохновения... Может быть, я ее не вижу?

— Странно, да? В искусстве — и невозможно найти вдохновение, его там не хватает. Почему так? Отсутствие любви. Любовь означает, что вы не делаете это для кого-то, чтобы кто-то обязательно оценил. Это естественная, спонтанная сила самовыражения. Вы действуете так, потому что у вас есть любовь, и вы не можете иначе. Я вспомнил Пиросмани, известного грузинского художника. Он же был необразованный, простой, деревенский человек. Он рисовал картины на столовых клеенках. Хозяин заведения был умным и меркантильным, он понимал, что эти картины могут хорошо продаваться. Он ставил художнику тарелку супа, какую-то простую еду и просил нарисовать что-нибудь. Пиросмани рисовал буквально за тарелку супа, не понимая даже, что это имеет какую-то ценность. Потому что ему это просто нравилось. Истинный талант даже не знает о ценности того, что он делает. Талант потом провозглашается, когда это уже дорого стоит. Настоящее искусство в Индии анонимно. Есть известные творческие школы, но художники никогда не подписывали имен под своими творениями. А если и подписывались, то как слуга Всевышнего, такой-то дас (слуга), а не как великий художник. Слуга, который описывает красоту и природу Божественного. Это и есть истинное искусство, и поэтому Индия — такая удивительная страна.

— Получается, что человек не может сам себя признать талантливым...

— А он не знает об этом. Настоящий талант всегда скромен. Более того, он даже не демонстрирует, скрывает свою одаренность. Как говорится: если у целомудренной женщины случайно обнажается какая-то часть тела, она немедленно закрывает ее. Талант сродни этому. Когда его демонстрируют — значит, продают задешево. Это уже потеря способностей, обесценивание. Знаете, каждый человек талантлив, если освободится от чувства выгоды, — абсолютно каждый. Если бы все знали эту формулу — а очень важно, чтобы люди знали эту формулу — конечно же, многое бы изменилось, и очень быстро. Просто полюбить то, что непосредственно со мной связано. С этого нужно начать. Полюбить то место, где я живу, или ту работу, которая у меня есть. Не просто выкачивать деньги или терроризировать близких: «Когда же ты меня сделаешь счастливым». Просто полюбить и делать что-то на основе этой любви. Если каждый это сможет понять — начнется трансформация.

Прослушать всё интервью в аудио формате

"Хождение за три моря", часть 1


0 Поделиться