Хождение за три моря
Интервью Александра Хакимова для журнала "Hair's How & Beauty", посвященного культуре Индии, Москва, 03.12.14
ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ
Часть 3
«Сила целомудрия»
— Поскольку у журнала есть своя специфика — технологии создания красоты, хотелось бы спросить в связи с этим, есть ли все же ценность в том, чтобы создавать эту внешнюю красоту, украшать себя, и какое значение это имело в ведическом обществе.
— О да, это очень важно, особенно для женщин. В Индии, например, считается, что женщина всегда должна носить золотые украшения. Даже нищие женщины имеют золотые украшения, поскольку они передаются по наследству. Назначение материальной красоты — на самом деле в том, чтобы защищать от вожделения. Наоборот, как видите: не вызывать, а скрывать вожделение. Вместо вожделения человек чувствует красоту и привлекается эстетикой и изяществом. Красота очищает, а вожделение оскверняет. Женщина естественным образом привлекательна для мужчин, поэтому она должна быть красивой, но не для того, чтобы вызывать вожделение, а прививать высокий вкус — уважение, восхищение. Тогда ею любуются, как произведением искусства. Ее манеры, культура поведения, одежда, украшения — вы не видите в этом вожделения.
— То есть украшения рассматриваются как защита красоты женщины?
— Да, и в этом состоит женская культура поведения: как носить серьги, браслеты и т. д. Эти традиции различаются в зависимости от штатов Индии: головные уборы, прически, одежда… И все это связано с целомудрием женщины. Например, для мужчины хорошо периодически коротко стричь волосы. Отрезание волос означает, что вы меняете жизнь, убираете что-то старое, чтобы начать новое. Это как развод и новый брак. На Западе так поступают женщины: можно видеть, как женщина развелась и тут же коротко постриглась, покрасилась, поменяла прическу, стиль. Она думает, что так начинает новую жизнь, но на самом деле это ее неудача в личной жизни. Длинные волосы напоминают о прежней жизни. Женщина помнит, как муж когда-то украсил ее волосы синдуром во время свадебной церемонии… Это хранится в памяти и связывает нас с прежними отношениями. В Индии женщины не обрезают волосы, потому что дорожат отношениями. Даже одежда, в которой проводилась свадебная церемония, завязана на два узла во время специального обряда, и эти узлы не развязываются всю жизнь. По ведическим законам считается, что супруги связали себя клятвой на семь жизней вперед. И дорожить этим также означает целомудрие. Это отражено и в одежде, и в прическе. Конечно, даже в Индии уже нет такой высокой культуры целомудрия, появляются разводы. Недавно было полтора процента, сейчас уже, говорят, три процента разводов от всего количества заключенных браков.
— В сравнении с Россией, где 70% разводов, — это ничто...
— Да, в ведическом обществе ко всему относились более серьезно. Героиня эпоса «Махабхарата» Драупади была прилюдно оскорблена, а она была царицей и являлась эталоном женской чистоты. И это оскорбление необходимо было смыть кровью, потому что это было серьезно. Для всей империи было важно, чтобы поддерживалась чистота императрицы, поскольку вся культура держалась на чистоте и целомудрии. И Драупади дала обет не заплетать волосы, пока это оскорбление не будет смыто. И она много лет не заплетала волосы. Волосы вообще олицетворяют вожделение человека, поэтому есть
особые законы: как убирать волосы, где делать пробор и т. д., чтобы эту энергию трансформировать в более высокую. В ведической культуре вообще акцент делается на украшение головы, волос. Для женщины правильным считается покрывать голову чадаром или сари. Снимать покров с головы или расплетать волосы женщина могла только в присутствии мужа. Так же как и появиться обнаженной она могла только перед мужем. Причина в том, что женщине нужна защита, чтобы никакой «дурной глаз» не мог нарушить ее неприкосновенность. А «дурной глаз» в данном случае означает «вожделение». Почему женщины сейчас так много болеют? Потому что отношение к ним соответствующее. Женщина очень чувствительна, поэтому из-за отношения к ней она может болеть или быть здоровой.
— Да, в больших городах очень чувствуется упадок женской энергии, потому что женщины привыкли носить то, что их обесточивает: короткие юбки, короткие волосы. Они не понимают, насколько это губительно для них, и воспринимают эту моду некритично, просто как часть культуры.
— Они хотят выделиться, быть в центре внимания. Если женщина надела короткую юбку, другие женщины видят: мужчины обращают на нее внимание. Но они не понимают, почему смотрят и как смотрят. Забывают о качестве этих взглядов. И если мужчина приходит и говорит: «Ты мне нравишься» — женщина не осознает, с какой целью он это говорит. Не знаю, будет ли это интервью ударом для тематики журнала, но, может быть, для кого-то будет важно то, о чем мы сказали.
— Женщина должна осознавать то, что может быть ее достоянием...
— Да, такие простые вещи могут быть очень важными для судьбы женщины. Казалось бы, просто прическа, а она влияет на судьбу. Вот моя дочь, например, носит косу. Однажды, видя, с каким трудом она ее расчесывает, мать ей сказала: «Может быть, постричь чуть-чуть?». Та очень обиделась. «Никогда», — говорит. А у моей матери была коса почти до пола. Все удивлялись. Есть такая фотография: она расчесывает волосы, и не хватает формата кадра, чтобы вся длина волос поместилась в кадр. Она небольшого роста, и волосы почти касаются пола. Когда мы жили на Севере, что-то случилось с ее волосами, и она решила их постричь. И все до сих пор жалеют об этом, она в том числе. Это было достоянием нашей семьи.
— Можно ли все же привить этот стандарт красоты и целомудрия в России? Ведь сейчас очень активно навязывается западный стереотип отношений.
— Западный стереотип — для молодых. Просто если добавить еще два возрастных периода — мы создадим нормальную культуру, и при этом не будет необходимости исключать этого влияния западной культуры. Она, эта культура — для двадцатилетних, но сейчас даже взрослые женщины хотят оставаться в этом возрасте при помощи разных ухищрений. А ведь женщина красива не только в двадцать лет. Сначала это девочка — один стиль одежды, потом девушка, потом это баба (по русской традиции), то есть замужняя женщина, а потом — бабушка. Вот нужно добавить бабу и бабушку. Потому что сейчас многие женщины и в пятьдесят хотят оставаться девушкой. Хотя это искусственно.
— Но Америка живет по стандартам двух возрастов...
— Нет, Америка долго так не выживет. Сложно сказать, что выживет культура. Культура не выживет, она неизбежно упадет, потому что это искусственная культура. Культура — это же преемственность, а если не у кого перенимать опыт, кругом одни двадцатилетние — нет памяти, нет традиций.
— Это ведь отчасти характерно и для России — наша традиционная революционность, «мы наш, мы новый мир построим»...
— Да, революции у нас в крови. Россия — страна постоянного эксперимента и поиска. Но она уже находит свое, на ощупь, но идет к своим традициям.
— Именно Россия сможет принять это ведическое знание?
— Мы на практике видим, что так происходит. Причина в том, что Россия склонна к очень высоким ценностям, не боится их принимать. Народ в России по своей природе склонен к отречению: ради чего-то высокого могут даже пожертвовать жизнью. Почему здесь были революции, перевороты — потому что в характере людей есть жертвенность. Возможно, на этом пути были и ошибки, но мы сейчас говорим о другой стороне. И представьте: если эту жертвенность правильно направить, то Россия очень многое может сделать с таким потенциалом и возможностями.
— Говорят же о том, что у России особая миссия...
— Если она примет настоящую красоту — это возможно. Посмотрим.
— И получается, что принять эту красоту возможно через культуру?
— Да, именно так. И женщина — это главная составляющая культуры. Именно женщина управляет культурой общества. Если женщины почувствуют эту ответственность — они очень много полезного сделают. Прежде всего, как матери, в такой роли. Как мать, женщина очень разумна, она хочет самого лучшего для ребенка: здоровья, культуры. Поэтому материнская сторона женщины — самая важная. В нашей культуре к моде молодых должна прибавиться мода для женщин-матерей, замужних — только тогда мы сможем сказать, что уже есть какая-то настоящая культура. Хорошо будет, если мы сможем открыть журнал и увидеть стариков, старушек, которые тоже красивы по-своему.
— Красота возраста — какая она?
— Говорится, что даже если человек уродлив, а старость сродни уродству, но обладает глубокими внутренними знаниями, он становится еще более привлекательным, чем просто красивый человек. Интересно, как это сочетается: некрасивая внешность и глубокие познания. Они наоборот усиливают привлекательность человека. Поэтому человек в возрасте уже не такой гладкий, красивый, но если он мудрый — это еще более привлекательно выглядит, чем если бы он обладал просто красивой внешностью. Это внутренняя красота. Мудрый — означает очень любящий. Пожилые люди должны быть самыми любящими. Отсюда исходит и культура одежды, поведения. Если вы на улице увидите такого пожилого человека, именно любящего, вы автоматически начинаете помогать ему. Даже если вы его не знаете. Это естественным образом происходит. Я видел такой случай: в автобус заходила женщина, ей было 98 лет. Она сказала: «Я одна, у меня никого нет. Все уже умерли, и дети мои тоже. Я не знаю, зачем живу». И просто ее интонации голоса, ее разговор так подействовали, что всех мужчин как ветром подняло: они тут же стали ей помогать подняться по ступенькам, усадили ее, пристроили чемодан. Потому что мать. Она добрая, любящая, говорит: «Вы для меня все дети». Это действует как чудо, как мистика. Просто сиддхи у нее какие-то. На самом деле это просто любовь. И эту любовь нужно получать от старших — не от молодых, эгоистичных, красивых. Они еще не умеют любить, они собой заняты. Еще должны научиться этому. Можно черпать эту любовь у тех, кто прожил жизнь и много сделал для семьи, детей, кто отдал себя.
В Индии самой красивой женщиной, которую я встретил, была одна старуха. У нее была хорошая осанка: такая прямая спина, гордая, очень много шакти, внутренней силы. Я даже не могу передать словами, какая у нее была прическа: какие-то две косы спереди, все переплетено какими-то лентами, на голове накидка, и все это разноцветное, вся в украшениях, блестит, в носу кольцо — в общем, просто музейная редкость. Мы с женой схватились за фотоаппараты, хотели с ней сфотографироваться. Она встала и позволила с собой сфотографироваться, а потом потребовала пожертвование. Мне очень понравилась ее открытость, чистота, потому что уже стесняться нечего в таком возрасте. А любовь они получают не друг от друга, а от Бога и приносят ее в семью. В Индии люди ходят в храмы, знают молитвы и читают их, это все традиции Индии — без Бога они не могут образовывать семей. Поэтому у них семьи крепкие, поддерживаются этой силой.
— Это должно бы стать традицией России...
— Когда-то это было общей традицией. Каждый брак освещался в храме. И теперь это нужно возрождать и в России. За этим будущее. Сейчас можно делать ставку только на женщин. Мужчины стали слабыми. В доперестроечные времена были сильные мужчины. Я помню, как мы в Питере распространяли «Бхагават-Гиту» — и с любым мужчиной на улице можно было говорить о философии. Люди понимали, обсуждали, участвовали. Когда издали «Махабхарату» в переводе Кальянова — она мгновенно ушла с прилавков магазинов. Люди читали такие вещи, искали мудрость. Они читали везде: в метро, в автобусах — Петербург весь читал. Метро было как читальный зал. Все, кто стоял или сидел, были с книгами в руках: Достоевский, Пикуль, Лев Толстой… Это был русский народ. Когда мы им показывали «Гиту» на улице — люди мгновенно реагировали: «О, интересно, а что это? О, это санскрит? О, философия… И перевод есть… Все, беру!». Книга была ценностью. И люди могли услышать, увидеть то, что мы им предлагали. Сразу реагировали. Сейчас у мужчин интеллект слабый. На женщин реагируют, на знание — нет. Поэтому если появятся такие вот чистые женщины — мужчин можно будет воспитывать только так, с помощью их влияния.
Редакция благодарит Александра Геннадьевича за интересную беседу.
Диалог вела Наталья Проскурня.
Прослушать всё интервью в аудио формате
"Хождение за три моря", часть 1
"Хождение за три моря", часть 2
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|