Просветление души, часть 3 - ответы на вопросы
Александр Хакимов
"Просветление души"
Часть 3 - ответы на вопросы (продолжение)
Вопрос: Очень понравилось то, как вы определили сердце человека. Когда человек просыпается, просыпается его сердце. Может нужно объединяться и как-то проводить, совместные хорошие мероприятия? То есть очищать пространство, очищать карму, очищать планетарную карму и вот так по чуть-чуть, по чуть-чуть, как говорится, по чайной ложечке да что-нибудь прибавится.
Ответ: Есть интересные мысли (смех в зале). Я знаю много людей, которые хотят очистить планету, но они еще не могут очистить себя. Если гуру в сердце, Бог в сердце, то куда он нас приведет? – К духовному учителю. А гуру свяжет с этим сердцем еще больше, а сердце еще больше раскроет гуру, а гуру еще больше… и так они вместе изнутри – снаружи, изнутри – снаружи. Поэтому нужен гуру. Разве вы не слышите чего-то в сердце, о чем мы сейчас говорим? Слышите? И так – факт. А если вы не услышали, могли бы не знать об этом. Значит, кто-то должен сказать это вслух – из сердца в сердце. И тогда вы найдете подтверждение внутри себя, и во вне себя, и в книгах, и повсюду, всё – знание откроется. Поэтому Бог даст гуру, гуру даст Бога и они вместе. У гуру нет материальных целей.
Вопрос: Да, говорят многие, но как же культ личности: «Ты же развиваешь, - говорит мне моя подруга, – культ личности, таким образом». Как с этим быть?
Ответ: Да, такое может случиться, что у вас может развиться культ личности, если мы не видим служения гуру, если мы гуру понимаем как отдельную личность от преемственности. Гуру – это тот, кто служит своему гуру, вот это нужно видеть, а тот своему гуру – есть преемственность.
Вопрос: А как фактически работает механизм служения. Многие не знают, как служить Богу, как, и с чего начать, что сделать? Может посадить дерево, может дом построить? То есть, каждый на своей платформе развития находится, безусловно. Но вот как работает механизм служения? Что значит служить Богу и как он в итоге приведет к просветлению? И должны ли быть ученики своего просветленного гуру просветленными?
Ответ: Как служить Богу? Например, нужно делать то, что Ему нравится, то, что для Него желанно. Так же ученики служат гуру – они делают то, что для него желанно. Как узнать об этом? Он слушает гуру и гуру говорит не о своих желаниях, а о служении, что он находится в служении. Есть пример, гуру говорит ученику: «Принеси мне стакан воды». Ученик идет и думает: «Стакан воды – это просто. А если я принесу стакан горячего молока? Это лучше. Принесу ему горячее молоко». Но гуру не доволен.
То есть служение означает, мы должны знать, знать конкретно, что же хорошо, а что плохо для тех, кто выше меня. Вот он прогресс. Общаться с тем, кто выше, исполнять желания более высокие – это и есть прогресс. А гуру это делает для удовлетворения своего гуру. Он тоже самое делает. А тот, ради своего гуру, вот эта преемственность, парампара. Если вы подключились к парампаре – всё в порядке.
Если же мы выдумываем собственные способы служения Богу, это может быть ошибочно. Хотя принцип сам хороший – служить Богу. Это как-то принято будет. И, в конце концов, он может через неудачи прийти на верный путь, но это сложнее. Это то же самое, как достать свой нос, вот таким вот образом правой рукой через голову, когда можно вот так это сделать, просто. Но если кто-то хочет так, тоже можно, если постараться и немного потренироваться. То есть, есть прямые методы. Прямой метод – стать искренним учеником, гуру придет, что тут сложного.
Вопрос: А если гуру появился и ты это сердцем чувствуешь, а степени ответственности внутри мало и вообще с ответственностью плохо? Надо не бояться начинать и впоследствии продолжать углубляться в отношения с гуру?
Ответ: С гуру могут быть разные отношения. Например, у гуру есть жена. Как она на него смотрит? Она не смотрит на него как на гуру, а смотрит как на мужа. Значит, у гуру могут быть дети. Они могут понимать, что отец, муж он такой вот духовный, но всё равно, нам отец и муж. Есть также люди, которые не принимают посвящения у гуру, но они очень благоприятно относятся к нему и дорожат этими отношениями, это хорошие люди, друзья, дружески расположенные, но тоже продвигаются. А есть те, которые получают посвящение, и вкладывают всю жизнь и душу в миссию. То есть, есть разные уровни, разные отношения в этом мире.
Вопрос: А если человек не прошел процедуру посвящения, то он может считать Вас своим духовным учителем или это какая-то подмена? Может ли человек, которого не приняли в ученики принимать в сердце, что у него есть духовный учитель?
Ответ: Иногда это даже важнее, чем получить формальное посвящение и именно в сердце принять, это лучше, чем когда ученик принимает формальное посвящение, но в сердце не принимает гуру.
Вопрос: Значит, я могу думать и считать, что Вы мой духовный учитель?
Ответ: Вы же свободная личность. Если это помогает духовной жизни – это правильно.
Вопрос: Скажите, а можно получить духовное имя без посвящения?
Ответ: Можно только кличку дать (смех в зале), я шучу. Такая мода есть, просят как бы детское имя, хотя все уже взрослые, они как дети, говорят: «Детское имя дайте мне». Хотят поменять свою судьбу как бы так.
Вопрос: Потому что действительно вариантов получить формальное духовное посвящение, может быть не множество, например, вариант, когда человек в каком-то отчаянии, когда человек просто испуган, напуган, перепуган, обессилен и считает, что нет другого пути, только у стоп духовного учителя, но именно с позиции такой вот какой-то беспомощности. Вариант такой. Или вариант другой – бегство, то есть я в материальном мире не хочу брать ответственность за это, за это, я понял, что есть главное, это отпустить свои привязанности и пойти служить вот таким духовным людям. Ну и как вариант еще, каких-то не очень сердечных помыслов, стремлений. Помню, обсуждали эту тему, в рамках темы «йога», когда мужа обвиняли в том, что просто какие-то обязанности из своего долга он скинул и отправился к духовным людям.
Ответ: Здесь важно понять не сами поступки человека, а тенденцию, динамику его жизни, куда он идет. Например, можно принять гуру из чувства моды или престижа, вы сказали. Это тенденция. То есть поступок сам по себе еще не говорит хорошо это или плохо, тенденция объясняет всё, мотив. Ради чего он принимает духовного учителя или почему он не принимает духовного учителя? То есть всё определяет тенденция, мотив. Бывает что те, кто не принимают духовного учителя, честнее чем, те, кто принимают его формально. Тенденция объясняет, мотив. В сердце мотив кроется. Нужно время, чтобы самому разобраться еще в себе – насколько я честен, принимая тот или иной процесс, или ту или иную личность, занимаясь тем или иным видом служения – у меня есть интерес к Богу или нет? Мы редко найдем человека, который проявляет интерес к Богу. Обычно люди проявляют интерес к тому, как освободиться от своей кармы, как улучшить свое положение, как очистить свое сердце. Я, я, я, я, я, о себе, о себе, о себе. И лишь немногие спрашивают именно о природе Бога – Кто же это? Вот, что важно.
Вопрос: Я сейчас провожу параллель с отношениями. Вы говорили о законных отношениях, а ведь есть пары, которые официально не подтверждали, не оформляли свой союз, но, тем не менее, они очень честны в отношениях, потому что они понимают, принимают ту ответственность и им интересна сама история развития отношений. И они могут прожить, таким образом, честно и счастливо и как-то перспективно свою жизнь. И так же в отношении с гуру, человек может быть честным, не узаконивая эти отношения какой-то печатью, каким-то посвящением, но, тем не менее, честен вот – из сердца в сердце.
Ответ: Тут есть одна опасность, в этой как бы широкой, но анархичной позиции. Это позиция анархиста, такого вот, духовно развитого, скажем, анархиста. Всё же оставаться свободным, независимым. Есть одна опасность. Например, почему люди не устраивают формальный брак, живут гражданским браком? В случае если мы не сойдемся характерами, то и развод не нужен. Понимаете, да? То есть, это еще не полная ответственность, это удобно и честно, потому что они с двух сторон согласны на это пойти. Они думают, что это честно, но это не брак, это честные материальные отношения, но это не освященный брак. Освященный брак означает, что вам трудно, невозможно, а вы продолжаете искать выход, вот в чем смысл брака – очиститься, а не искать удобства, комфорта.
Вопрос: А разве фактически брак это укрепляет?
Ответ: Да, нынешний брак, я тоже согласен, наверное, это не укрепляет, потому что есть разводы, также узаконенные. А вообще разводов быть не должно.
Вопрос: Мне кажется, вообще не имеет значения, юридически, по человеческим законам отношения закреплены или нет, ведь важнее это сделать на духовном, моральном уровне.
Ответ: Тогда давайте это сделаем на духовном уровне, верно, в том же присутствии свидетелей, освященный брак, есть специальные церемонии, чтобы освятить брак.
Вопрос: Обязательно ли брать ответственность перед окружающими, если мы несем ответственность друг перед другом?
Ответ: Да, важно, потому что мы еще поддерживаем традиции. Не только мы двое существуем, есть традиция, есть династии, они так образовывались. Династии – это то, что делали мои предки, и я поддерживаю эти традиции, и никогда от них не отклонюсь, я даю клятву, даю обещание, это торжественно, это священно – хранить брак.
Вопрос: Просто мне кажется, что на самом деле, все эти человеческие законы, юридические заявления совершенно не имеют ничего общего с духовным союзом.
Ответ: Почти ничего, они извращены. Это изначально духовные принципы, но они просто извращены, нужно вернуться к изначальному, это же берется из освященных отношений, там тоже есть подтверждение, закрепление свидетелями, и Божества, святые приходят, благословляют, чтобы зафиксировать этот день на всю жизнь, всё, необратимо, один раз. То есть не женился – не женись, женился – не разводись, всё, другого правила не существует. Это священные писания. А потом это извратили и придумали какие-то, как вы говорите, не очень существенные вещи.
Вопрос: А в такой семье, когда отношения не узаконены, люди больше дорожат друг другом…
Ответ: Я знал, что мы на семейную тему переключимся, это просто неизбежно (смех в зале). Конечно, мы много сейчас говорим о семье и я думаю, что это важно. Но если говорить честно, чтобы не разочаровывать вас – семейная жизнь сейчас проклята, очень трудно сейчас восстановить изначальный принцип, пока, в настоящий момент времени. Есть крупицы истины и океан извращений этой истины, вот такие обстоятельства.
Вопрос: А когда это изменится?
Ответ: Уже ваши дети будут в лучшем положении. Дети ваших детей будут удачливы. Будут возрождаться высшие энергии, и возвращаться сюда.
Вопрос: А вот получается – одна женщина для одного мужчины, а вот в некоторых священных писания, в Коране говориться о многоженстве…
Ответ: Мужчина глуп в этих отношениях, ему большой разницы нет, одна жена или две жены, или три жены, ему даже интересно это, он глуп в этих отношениях, не так глубок. Но мужчина может серьезно следовать обетам, есть мужской разум, поэтому зависит всё от его обетов. Сам по себе он склонен общаться со многими женщинами, он глуп в этом, не так глубок. Если кому-то сердце отдал, может кому-то еще сердце отдать, потом еще кому-то.
Но женщина глубже в этих отношениях, ее любовь. Если она кому-то однажды отдала свое сердце, то ей потом очень трудно повторить то же самое, для женщины другая ситуация. А мужчина имеет в том преимущество, что хотя он не глубок, у него могущественный разум, он может дать обещание и не нарушать его всю жизнь, это брак.
То есть для женщины брак – любовь, всё. Ей других подтверждений и официальных бумаг не нужно. Даже когда есть бумаги, она говорит: «Ты меня любишь или нет?» Она по-другому всё видит. А мужчина говорит: «О чем ты говоришь?! Бумаги уже есть, всё, зачем говорить, зачем повторять одно и тоже, мы уже узаконили наши отношения, я могу больше не признаваться в любви, всё, это уже утверждено на всю жизнь, так что я доказал тебе». А она совершенно по-другому смотрит, ей не нужны эти официальные бумаги, ей нужны постоянные отношения, глубина другая. Поэтому мужчина должен давать обеты, когда вступает в брак, а женщина тоже дает обет, традиция такая. Но для нее собственно любовь – это уже и есть долг. А мужчина может увлечься.
Вопрос: (неразборчиво)
Ответ: Есть три вида страданий, три вида беспросветных страданий. Адхи дайвика, адхи баутика, адхи атмика. «Адхи» или ад – то, что мы называем, в переводе с санскрита «полная зависимость», то есть, если мы в полной зависимости от страданий, это ад, ничего невозможно изменить, это называется ад. «Адхи» – зависимость. Есть три вида таких страданий, от которых трудно освободится. Это – адхи дайва, «дайва» – означает природа, это космос, планеты, стихии, вот это дайва всё означает. Вот землетрясение и мы не знаем что делать – это адхи дайва. От дайвы мы зависим. Будет или не будет, мы сидим, гадаем, надеемся, что не будет, но это приносит нам беспокойства, особенно когда происходит, то очень сильное. Погода тоже меняется, и так далее. Стихии работают.
Адхи бхута – это зависимость от других живых существ. Мне не хочется работать с этим человеком, но он тоже работает на этом месте рядом со мной. Что мне делать? Надо терпеть. Не хочется, чтобы комары прилетали и кусали меня, но они летят именно на меня, мимо не пролетают. Мне не хочется, чтобы меня кто-то обижал, но меня всё равно обижают. Это живые существа, которые доставляют нам беспокойства, мы зависим от этого, и не можем освободиться от этого полностью – адхи бхута.
И адхи атма – атма означает, что я сам являюсь собственной проблемой, атма – «моя», то есть страдаю от себя самого, от собственного ума и тела. Тело болеет – мне плохо. В уме проблемы – еще хуже. Ади атма, Веды говорят: «Вы не можете изменить первое и второе, третье – можете». Это самое главное. Как только вы покоряете свой ум – вы свободны, от адхи дайвы, адхи бхуты и адхи атмы. Вот так решаются проблемы.
Но интересно сейчас говорят: «Дороги неровные? – Заасфальтируем! Комары кусают? – Вытравим! Колорадский жук? – Убьём! Электричество в каждый дом. Мирный атом в каждый дом. То есть мы сейчас мир изменим. Адхи дайву изменим. Адхи бхуту тоже изменим. Убьём какое-то количество людей, миллиард оставим и всё, и не будет беспокойств, сделаем их роботами, чипы им вставим, и не будет никаких беспокойств от других живых существ. Они полностью подчинятся и всё, нет проблем». Вот такие планы контролировать. Но это невозможно. Это лишь искусственные планы. Это невозможно сделать, как они хотят. Природа сильнее, она могущественнее.
Живое существо никогда не покоряется насилию, ни одно, оно будет ждать удобного момента. Ни одно живое существо не терпит насилия над собой, это закон, закон свыше – называется ахимса. Не убивай, не делай этого, не причиняй никому зла. Они же планируют все эти вещи, чтобы устранить как бы эти страдания относительно себя. Но очень мало кто работает с собственным умом и телом. Все страдания на самом деле находятся в уме, вот в чём загадка, а ответ... Поэтому повторяйте мантру – ман-тра. Ман – это ум, тра – это очищение. Очищайте ум. Мантра. Медитируйте, произносите трансцендентные звуки, священные слова, воспевайте имена Бога и ум очистится.
Вопрос: Есть много мантр. А какую мантру Вы рекомендуете?
Ответ: А вы какую рекомендуете? Мы рекомендуем всегда одно и тоже лекарство на всех лекциях, люди даже удивляются: «У Вас на все вопросы один ответ – повторяй Харе Кришна мантру и будешь счастлив. Разве такое бывает?» – они говорят. Да, вот бывает. Ведь это маха-мантра, конечно, если вам не нравится Харе Кришна мантра, повторяйте другую мантру, но это маха – это самая могущественная мантра.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, различие между двумя путями – бхакти йогой и гьяна йогой.
Ответ: Это один путь аналитического познания. Гьяна – это размышления, анализ, разборка всего на части, на составляющие, способ разобраться во всём, проанализировать это всё. А другой путь – радостного, бескорыстного служения. То есть – одни анализируют Абсолютную Истину, а другие служат Ей. Но это всё связано с Абсолютной Истиной, поэтому говорится – два эти пути приводят к одной цели, результат будет один и тот же.
Вопрос: А чисто физически и те и другие счастливые, или первые с морщинами на лбу от размышлений?
Ответ: Есть у Родена мыслитель, помните? Застывшая вот эта фигура. Он не будет действовать, пока не осмыслит, он статичный. А служение преданных – оно экстатично, наполнено любовью, поэтому всё же оно имеет преимущество. Но когда гьяни осмыслят Абсолютную Истину, то они подскочат до потолка, говорится, и начнут петь и танцевать. При этом они испытают глубокий транс, глубокую духовную радость. И эти два пути сливаются, таким образом, вместе.
Вопрос: Если говорить об Индии, о городе Ришикеше и Вриндаване. И там, и там, безусловно, чувствуется какая-то невероятная энергия свыше. Во Вриндаване - это праздник, это любовь, это всегда какая-то радость и люди там такие же. Например, в Ришикеше я тоже почувствовала, что там тоже есть такая энергия свыше, словно каким-то колоколом всегда тихонечко звучащая. Но люди не в прыжках, даже чисто может быть не физически, видно по их лицам как это всё влияет, как это так действует и что это за разные такие энергии, хотя всё идет от Одного Источника?
Ответ: Отречения можно достичь двумя путями. Например, мне нужно отречься от этой чашки. Гьяна – я думаю: чашка это временная форма, созданная из глины, и она снова станет глиной, теперь понимая это, я не привязан к чашке. Нужно постоянно помнить об этом, не забывать, что это не чашка, это глина. Вы берете и думаете: «Нет, это не чашка, это глина, это просто кусок глины, больше никакой другой ценности тут нет, больше ничего…». Но бхакти – какое отречение? Вы берете эту чашку, чтобы напоить Бога, вы о чашке вообще не думаете. Что лучше, что естественнее? Вы о чашке вообще не думаете. Можете совершенно не нагружать свой ум. Вы сразу вступаете во взаимоотношения и используете всё возможное для этой цели.
Ришикеш
Вриндаван
Вопрос: Если немного философски посмотреть в этом плане, то получается, что рано или поздно, все души придут к тому моменту, самому главному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Если с этой призмы смотреть, то в принципе всё хорошо.
Ответ: Это гьяна. Вот пример гьяны – всё хорошо, всё хорошо, всё хорошо. Но это как подумать. Подумаешь так – хорошо, подумаешь так – плохо. Если думать так, то всё хорошо, думайте так и будет всё хорошо – это гьяна. Но если у человека проявляется сострадание, он уже так думать не будет. Всё конечно правильно, не хорошо, а правильно, согласно законам, правильно, то есть то, что люди сидят в тюрьме, это тоже правильно, они ведь нарушают закон, но это нехорошо. Проявляется сострадание. Тогда вы с этим не соглашаетесь. Поэтому гьяна она может быть сухой, жесткой, всё хорошо. Итак, страдайте, все правильно, рано или поздно, через миллиарды жизней и всё равно вернетесь к Богу, а сейчас идите в ад – какие проблемы. Но если есть сострадание, то вы не позволите этому произойти.
Вопрос: То есть если есть сострадание, есть уже мудрость.
Ответ: Это то же самое. Сострадание и мудрость это одно и то же. Мудрости без сострадания не бывает. Мудрость включает в себя все качества. Это и есть мудрый человек, который уже выработал качества.
Вопрос: А ведь бывает еще сострадание, но нет мудрости…
Ответ: Бывает. И что же лучше, как вы думаете? Вот вам помогает сострадательный человек, он не мудрый, но он вам помогает. А мудрый проходит мимо: «Всё хорошо, всё хорошо, всё едино не беспокойтесь». Вот лучше всё-таки действующее сострадание, служение, чем просто мудрствовать лукаво. Проявляйте сострадание – это путь.
Вопрос: Как правильно читать маха-мантру?
Ответ: Итак, вот я здесь сижу, а на самом деле сейчас придет Гость, более дорогой и я должен подготовиться к этому, я не могу сидеть уже так просто, потому что придет более уважаемая личность, нужно быть готовым ко всему, что Она захочет, служить Ей.
Понимаете, о Ком я говорю уже? То есть я уже беру и готовлюсь повторять имена этого человека, звать Его, сейчас я позову Его, а Он придет. И так же вы готовитесь к мантре. Вы произнесете Его имена, и Он придет сюда.
Значит, вы должны сделать чистым свое жилище, хорошо выглядеть, красиво и так далее, и Он войдет, потому что Эта Личность присутствует в звуке. Вот так вы готовитесь. И вот с таким вниманием, вы начнете произносить имена и слушать их внимательно, то есть внимательно слушать слоги – это техника воспевания. При этом вы делаете спокойный глубокий вдох и на выдохе произносите до конца. Не спишите никуда, спешить некуда. Время не идет, когда вы повторяете святое имя, никуда не идет, вы сами убедитесь в этом. Никуда спешить не нужно. Умиротворитесь и никакого результата не ожидайте вообще.
Просто звуки, трансцендентные звуки: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Можно быстрее. Если вы будете быстрее повторять, бодрее повторять, то мысли не будет вклиниваться успевать между звуками, то есть скорость так же важна для медитации, мантра медитации (повторяет быстрее): Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И вы уже слышите как бы вибрацию мантры целиком, это уже мантра, не просто отдельные имена, а вместе. Там очень большой смысл идет в чередование: Харе Кришна, Харе Рама вибрации. В них очень много смысла вместе, это всё взаимосвязано как одно целое, это дается Ведами. Мантра никогда не ломается на части. То есть мантра особенно могущественна. Это обращение, к определенным, интимным, сокровенным качествам Божественной природы. То есть, к Богу можно по-разному обратиться.
Вот посмотрите, если мы сейчас будет по-разному обращаться друг к другу, вы по-разному отреагируете, правда же? Один и тот же человек по-разному отреагирует на разные виды слов, на разные имена. У нас же разные имена? Для мамы вы лапочка, она может так сказать, что угодно придумать: мышонок, кошечка. Котеночек – меня звала бабушка. «Иди сюда, котик мой!» – она говорила. Я уже понимал, что это означает, я уже начинал капризничать, то есть я котик и всё мне можно, потому что во мне экспансия есть, этого котика, то есть я котик для нее, всё.
Или отец говорил: «Ну-ка, иди сюда!» И смотря как, он называл меня по имени, я понимал его настроение, или он просто говорил имя, или ласково, или строго, менял окончания. Мать делала то же самое. А потом, когда я для кого-то стал старше, меня стали Александр Геннадьевич называть, ни котик, ни как-нибудь, не называют котиком, и я тоже откликаюсь.
Вот представьте, если сейчас меня здесь слушают, я здесь вот человек – Александр Геннадьевич, есть положение, уважение какое-то к моей личности. И тут вдруг бабушка сейчас зайдет: «Котик мой!». Я сейчас забуду всё на какое-то время, и я пойду к бабушке, конечно же. Потому что «котик» он конечно очень близок бабушке, это очень близкие отношения, неповторимые, и котика не может быть вот в этих отношениях или лапочка, или что-нибудь.
Вот и у Кришны тоже есть такие вещи, у Бога. Его могут называть «Ом». Это обращение просто к Нему. Я говорю: «Гражданин!». И вы можете откликнуться: «Да, это вы ко мне?». «Ну да, да к вам, гражданка». Имени нет, но обращение есть. «Ом», – вы говорите, так обращаетесь, это уже обращение какое-то. Но если кто-то одновременно говорит – «Ом», а другой говорит – «Гопал!». Куда Он, прежде всего посмотрит? (из зала: Гопал). Вот видите, ведь это уже имя близкого друга.
То есть кто-то знает Его как близкого друга, имеет с Ним близкие отношения, и Он пойдет сначала на «Гопал», а потом на «Ом». И «Ому» скажет: «Подожди, не мешай пока, пока потерпи». «Что ты хотел мой друг?» И когда с другом разберетесь, всё – это самое ценное. Потом к гражданину обращаетесь. Хорошо, теперь с гражданином разберемся. То есть, есть иерархия отношений, поэтому много имен. Выбирайте любое, как вы сейчас понимаете свои отношения с Богом. Кто это для вас – Бог богов, великий? Пожалуйста, есть такие имена.
Вопрос: про молитвы …
Ответ: Нет, это не одно и тоже, мантра – это не молитва. Хотя она включает в себя все процессы. Но мантра дословно означает – очищение ума. Потому что молитва творится уже, когда ум очищен. Молитва с нечистым умом не является эффективной. Не является еще в полном смысле молитвой. Но мантра может быть молитвой, когда ум чист. Достаточно имен Бога, чтобы взмолиться Ему, даже ничего просить не нужно, Он и так всё знает. Вы думаете, Он не знает, что у нас денег мало? Или его бухгалтерия обманывает? Он все прекрасно знает, можно не обращаться с этими вопросами.
Вопрос: Традиционных молитв много в исламе, в христианстве, а свои молитвы, можно такими пользоваться?
Ответ: Сначала необходимо очищение ума.
Вопрос: И еще вопрос на счет прочтения мантр. Вы говорите сначала медленно надо читать, а потом ускорять, а молитвы как?
Ответ: Молитвы нет, молитвы так не произносятся. Молитвы произносятся естественно, когда вы развиваете смирение в сердце. Мантра развивает все необходимые качества и тогда становится правильное отношение. Молитва она выходит спонтанно, естественно. Например, Иисус не говорил какую молитву читать, люди попросили его, потому что на самом деле это сугубо индивидуально. У каждого может быть своя молитва. Тут нет строгих правил. Но поскольку люди не имели чистого сердца, они говорили: «А как к Нему обратиться? А что просить, какая молитва должна быть у нас?». И он сказал: «Отче наш, вот так можете к Нему обращаться». Но на самом деле Он не давал сам этого, потому что это совершенно индивидуальная практика. Когда ум и сердце чисты, молитва автоматически, естественно происходит, любые просьбы, любые отношения тоже ваши, ваши желания.
Вопрос: А это не будет противоречить чтению мантры?
Ответ: Если вы читаете мантру, то в этом уже есть всё. Представьте, Кришна уже здесь, в имени. А что вы там просите в молитве? Ну да, Кришна это всё хорошо знает.
Вопрос: А почему в шастрах, в древних книгах сказано, что только молитва в этот век спасет?
Ответ: Не молитва. Буквально: Харер нама, харер нама, харер намаива кевалам, калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. Только имя, только имя, только воспевание святых имен Бога, в этот век Кали, в этот век Кали, нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути. В Кали-югу другого пути не существует, все остальные пути невыполнимы в век Кали, они есть, но в век Кали, они не выполнимы.
Вопрос: А в другие века как люди возвращались…?
Ответ: Просто садились вот так в Сатья-югу, выпрямляли спину и мгновенно вспоминали Бога. Такой был чистый ум – медитация. В другую эпоху они совершали великие жертвоприношения. В следующую эпоху они строили храмы и там молитвы возносили, а в век Кали все это пришло в упадок. Только имя, только имя, только имя. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути.
Вопрос: А какие есть ограничения в чтении мантры? Биологические особенности, в христианстве, например нельзя входить в храм женщине, когда у нее критические дни…
Ответ: Между мужчиной и женщиной нет разницы на духовном уровне, равные права в повторении мантры. В любое время Харе Кришна мантру можно читать, не имея строгих правил. Только женщина не должна готовить на кухне в это время или служить Божествам на алтаре и всё, но мантру должна повторять. Мантра не требует строгих правил, ограничений. Мантра дается сейчас и как цель и как средство очищения, в этом нет никаких ограничений.
Вопрос: Вы говорите, что в это время женщине нельзя готовить, а если в семье муж и жена, мужу брать на себя эту обязанность?
Ответ: Да в эти дни муж готовит.
Вопрос: А я читала в священных писаниях, что женщина, повторяющая святые имена очищается и не считается оскверненной.
Ответ: Да, не считается, верно.
Вопрос: И ей можно тогда готовить?
Ответ: Можно. Если она повторяет мантру, то можно. Если вы говорите о женщине преданной, то там есть уже не такие строгие требования.
Вопрос: Преданной женщине - как это?
Ответ: Преданной Богу, это уже не совсем женщина, не просто материальное тело, а что-то большее.
Вопрос: О природе ума…
Ответ: Как ум возвращать? Ум будет убегать, это его природа, он бегает туда сюда. В Бхагавад-гите говорится, если вы замечаете, что ум убегает, вы должны вернуть его снова к этому месту, он снова бежит – и снова сюда же. Вспомните первый класс, первый урок помните? Вас так посадили и сказали, что нужно сорок минут не двигаться. Ужас, мы почувствовали – как так бесчеловечно вообще, несправедливо! Ну, представьте, мы секунды не могли сидеть на месте, а тут сорок минут! Пытка! И это же невозможно и уже через пол минуты хочется... и дети начинают, и их снова, и снова, снова, и снова, и снова... И в 11 классе вы сидите пару спокойно, уже сосредоточены, очень долго можете размышлять на какие-то заданные темы. Так же и здесь. Сначала мантру будет повторять сложно, ум скачет привычно туда-сюда, но существует практика, постепенно, постепенно, постепенно и вы можете глубоко размышлять.
Вопрос: О повторении мантры…
Ответ: Я не слышал, что эту мантру нужно повторять быстро, скорее ее быстро не нужно повторять, она вот в этом режиме повторяется вот таким образом, она пропевается скорее всего так. Это не джапа медитация. Джапа медитация это когда вы быстро повторяете с большой скоростью, это джапа медитация называется, индивидуальная медитация на звук, когда имеет значение количество произнесенных слов еще, мантра, это не только качество, но и количество, это джапа медитация. Другие мантры не ускоряются, не слышал, чтобы они ускорялись. Харе Кришна мантра ускоряется. Только маха-мантра, всё, я не слышал о других.
Вопрос: А можно ли читать ее мысленно?
Ответ: Мысленно сейчас не получится. Ум еще не может это делать полноценным образом, нужен звук, и тогда ум контролируется.
(Далее вносят фрукты, чтобы Александр Хакимов их всем раздал)
Фрукты это саттва гуна, это естественная чистота. Фрукты дают потрясающий запах. Это уже наша пища, как аромат –естественный, привлекательный. В отличие от другой пищи у фруктов с самого начала отдача большая, очень большая энергия. Но это необычные фрукты, потому что сначала они свою энергию отдали сейчас Кришне, они были предложены Богу, и по традиции после любого духовного мероприятия, они должны раздаваться. Это освященная пища. Иначе это мероприятия считается в невежестве, незаконченным. То есть процесс не закончен пока не будет раздаваться освященная пища в каждой духовной церемонии, поэтому такова древняя традиция, и мы ей следуем.
Это могут быть также приготовленные какие-то блюда в саттве, правильным образом, не только фрукты, просто сегодня фрукты и мы говорим о них. Вода также предлагается, цветы предлагаются, приготовления предлагаются. Есть тысячи и тысячи вегетарианских блюд, в них используются различные специи. Если кто-то еще не пробовал, то приходите обязательно на пиры. Есть воскресные пиры, праздничные пиры, чтобы вы опыт получили вот такой пищи, потом в семью это принесете и революция у вас будет в доме, потому что многие захотят отказаться от мяса после этого опыта, не нужно будет больше есть мясо.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|