Беседа с Богом

Лекция Александра Хакимова

«Беседа с Богом»

г. Алматы

 май, 2010 года

Мы прочитаем стих из Шримад «Бхагавад-гиты», из главы 4 «Божественное знание», текст 21.

«Такой мудрый человек владеет своим умом и разумом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится об удовлетворении только самых насущных потребностей своего тела. Действуя таким образом, он никогда не навлекает на себя греха».

Очень трудное для понимания произведение Бхагавад-гита. Но, при этом, удивительно, что каждый человек что-то поймет из этого стиха, хотя стих сейчас практически пока в полной мере непостижим. Но каждый человек сможет что-то понять с первого раза, даже с первого раза. Удивительная книга поэтому! То есть слова используются простые, но глубина слов здесь безграничная. Как Прабхупада говорил: «Словам тесно, мыслям просторно». Не наоборот, что мыслям тесно, словам просторно.

Много таких книг, когда мы читаем, но мы не чувствуем, что это приводит в действие нашу внутреннюю энергию. Но здесь, эти стихи Бхагавад-гиты, они приводят в действие внутреннюю энергию человека. Непостижимым образом. Не знаю, как это происходит. Вернее знаю, с одной стороны. Мы всё с одной стороны знаем, с другой стороны ничего не знаем. Это происходит потому, что здесь записан голос Сверх-души на этих страницах. Беседа с Богом называется эта книга. Но есть разница между тем, как Бог беседует с человеком разного уровня.

У нас тоже есть у каждого Бог в сердце, даже у животных, говорится. Сверх-душа сопровождает любое живое существо во всех формах жизни. Особенно человек, он чувствителен, слушает свой голос совести или сердца. Но этот уровень совести, он разный у людей. Это зависит уже от самого человека, на каком уровне совести он сделает свой выбор действовать: морали, религии, нравственности и т.д. Понятие «успеха» он сам себе устанавливает. И затем голос совести поддерживает его выбор. И мы сверяемся с ним. И в этом случае Бог тоже говорит нам всегда. Каждую секунду мы делаем выбор, потому что есть санкция. Мы не можем делать выбор в своей жизни, если нет санкции.

Вы кем-то хотите быть, очень хотите и вы даже живете ради этого. Это выбор. Это санкция называется. Но есть другие желания, которые не санкционированы. Мы вроде бы хотим, но ничего не делаем в этом направлении. Нет санкции. Нет энергии, есть сомнения, есть много препятствий внутри. Но не прочь было бы, не плохо, если бы это тоже было у меня, но я палец о палец не могу ударить сейчас, много сомнений, нет решимости, я кажется не готов к этому.

Так, как в духовной жизни, не все готовы встать на духовный путь сразу целиком. Кто мешает? Голос совести. Это удивительная вещь! Бог говорит: «Подожди. Куда ты собрался? Разве ты можешь так? Ты что хочешь соблюдать все четыре регулирующих принципа? Но ты не способен на это. Я отвечаю за твой разум, Я знаю тебя хорошо!» Конечно, Бог говорит с другой стороны: «Оставь все, предайся мне!», с другой стороны изнутри сердца он поддерживает другие совершенно идеи и мысли, и желания.

Как же быть? Что же это за Бог? Поэтому так много у нас есть книг, писаний, этих внутренних бесед, воспоминаний из жизни, споров с самим собой, выяснение истины. Внутри себя каждый человек что-то думает, что-то пишет, что-то говорит, он хочет объяснить свой мир, свою жизнь, свои выводы, свою истину. В Ведах это называется, знаете как? Относительная истина! Это истина, но только для вас. Может быть, кто-то еще послушает её. Может быть, а может быть, и нет. Всерьез воспримет, может быть несколько человек. А так, чтобы предаться вам пожизненно людей не найдется. У каждого, в конце концов, есть своя концепция.

Конечно, есть великие материалисты, которые могли иметь много последователей, которые за них тоже могли умереть. Бывает такое, но это немножко другой аспект. Это тоже связано со Сверх-душой, которая дает человеку сиддхи. Но если вы чувствуете, что именно голос Бога слышите, то вы услышите точь-в-точь, точь-в-точь, слово в слово то, что написано в этой книге.

Почему? Тут нужно разобраться всего с двумя вещами: кто говорит Бхагавад-гиту и, второе, кто слушает. Это от чистоты человека зависит, сколько он услышит от Бога, насколько сокровенные вещи он услышит от Бога. Это написано в самой Бхагавад-гите: «В какой степени человек предается Богу, в такой степени Бог вознаграждает его». Точь-в-точь. Поэтому то, что мы говорим об истине, своей истине, мы просто говорим о своем уровне предания, о своем уровне развития. Мы говорим о себе на самом деле. Мы не говорим в полном смысле слова о Боге. Люди говорят о себе. Если они говорят о Боге это в разрезе своих собственных интересов и проблем. Бог на службе у человечества. Надо плакат повесить: «Бог на службе у человечества!» Так всегда было.

Люди всегда хотят кого-то использовать, кого-то эксплуатировать ради собственных интересов. Друг друга они эксплуатируют, даже в семьях, не говоря уже о политике и экономике. Мир эксплуатации очень развит. Но Арджуна слушает Бхагавад-гиту, у него чистое сердце. В этом особенность этой книги. И, пожалуй, таких как Арджуна больше не было людей за последние пять тысяч лет. Было много пророков и святых. И их будет также очень много, бесчисленное множество. У Бога сыновей очень много говорится, не один сын, Он безграничен, у Него безграничный потенциал. Он может говорить через сердце любого человека.

НО! В шастрах говорится, Нараяна, Бог, никогда не говорит с человеком о СЕБЕ. Он может сказать что-то человеку о его насущных проблемах: что делать сейчас, а что делать потом. Жениться или не жениться, как я чувствую? Надо послушать голос совести. И вы думаете, если Бог санкционирует вашу женитьбу, вы никогда не разведетесь? Он может также санкционировать и развод. Он все санкционирует. Вы не сможете так понять Бога. Поэтому люди теряют веру в Бога. Я пошел в церковь, там освятил брак, а через два года мы развелись, где же Бог? Бог в сердце живого существа!

Поэтому, когда люди говорят: куда же Бог смотрит? Нужно сказать: куда люди смотрят, о чем они думают, ведь Бог поддерживает ваши желания! Ведь вы творите этот мир. А он лишь санкционирует, если вы очень хотите. Как бы Бог есть, и Бога в то же время здесь нет. Вот какая задача.

Его очень трудно обнаружить здесь. Он лишь дает санкции и подтверждает. Хочешь так, вот тебе вера, получай, будешь верить как фанатик. Откуда эта вера? От Сверх-души, Сверх-душа поддерживает. Ведь вера поддерживается в течение всей жизни, заметьте. Нельзя жить без веры. Даже когда вера меняется, мы что-то другое принимаем, отбрасывая одно, сразу принимаем другое. Как шаг, мы не можем висеть в воздухе. Вера – это основа жизни. Во что б мы не верили, это является основой жизни. Да, но какова же изначальная вера живого существа? Об этом говориться в Бхагавад-гите. Что же такое живое существо изначально? Об этом говорится в Бхагавад-гите. Частичка Бога - живое существо. Вот во что нужно верить. Вот о чем человек должен думать. Частичка Бога. Это очень хорошее утверждение. Он - Душа.

Если люди не верят в реинкарнацию, есть проблема. Вот тогда сразу возникает проблема. Это означает душа и тело одно и то же. Это понимание души в гуне страсти. Здесь уже нет души. Есть просто тело и все вместе с ним взятое. О какой душе вы говорите? Вот есть человек, они говорят. Зачем вы отделяете что-то еще. Вот человек это и есть душа. И когда тело умирает, все кончается, они говорят. Нет. Тело временно, а душа вечна по определению. Тело умирает, кончается, но душа нет, никогда не умирает. Так написано в Бхагавад-гите. Не умирает никогда. В вечности находится. Ей никогда не грозит исчезновение. Нет такого. Это дух, частичка Бога. Непостижимая энергия. Бог также вечен. То есть, вечность – постоянство. Но тело – это большая проблема. Оно непостоянно. В этом проблема. Сталкиваются постоянное с непостоянным. Кто выигрывает, кто проигрывает? Проигрывает только тело. Тело разрушается, душа нет. Но душа скорбит о теле, когда забывает о себе, когда она принимает тело за свою собственную суть, она скорбит об изменяющемся теле. Она всегда скорбит о каких-то потерях в прошлом и всегда чего-то желает в будущем, чего-то не хватает. Оно и понятно. Душе много чего не хватает. Потребности души нельзя описать во многих томах этой книги. Душа безгранична в своих желаниях. Как же удовлетворить желания души? На это есть Сверх-душа. Материальная природа ничтожна в исполнении желаний. Просто ничтожна. Это даже крупицу нашей духовной энергии не удовлетворит. Для души, которая освобождается из материального мира, этого плена иллюзий, этого материального тела, бесконечных реинкарнаций, вся материальная вселенная, весь безграничный материальный мир, кажется не больше лужицы в отпечатке телячьего копытца.

Можете напиться, если вы очень, очень хотите пить, из лужицы телячьего копытца? Это удовлетворит нашу жажду? То есть, есть какое-то наслаждение в материальном мире тоже, но его всегда недостаточно. Дается пример человека, который идет по пустыне и просто уже погибает от жажды, настолько он хочет пить. У него галлюцинации появляются, вода ему кажется. И вот на краю самой гибели от жажды, он видит, что навстречу ему бодрой походкой идет человек.

- У тебя есть вода?
- Есть!
- Ты хочешь пить?
- Да!!! Дай мне попить, я умираю от жажды!
- Да! У меня есть вода!
Берет свою бутылку. Открывает.
- Давай ладони!
И там несколько капель осталось. Выплескивает несколько капель.
- Пей, пожалуйста!

Вам еще хуже от этого становится, правда же?
Мы не можем напиться, здесь не хватает счастья. Мир кажется большим. Это иллюзия. Для души он не такой и большой. Так, что ж такое душа? Как её измерить? Как её познать? В Бхагавад-гите говориться - Невозможно. Можно только осознать себя как душу. Это единственный способ. Познать, другого пути нет. Душа не познается никакими материальными методами, ее нельзя воспринимать материальными органами чувств, нельзя придумать в уме душу или Бога.

Не придумывайте никогда такие вещи. Всегда ошибка будет, причем роковая ошибка. Если мы придумали какую-то иллюзию в этом мире, мы ошибемся, будем страдать. Но если мы придумали Бога, мы будем страдать долго и глубоко. Это большая проблема, когда люди придумывают Бога. Или придумывают какую-то свою цель в жизни. Это  большая проблема. Но осознать себя, как душу, не просто можно, но необходимо. И как? Познать душу можно только через бескорыстное преданное служение. Для многих даже само это словосочетание не умещается в голове. Что это?

В материальном мире очень сложно представить, что же такое бескорыстное служение? Хорошие отношения с начальством на работе представить могу, ненадолго, когда хорошо платят, но это не потому, что там есть какая-то любовь. Начальник платит, потому что вы хорошо работаете. А вы хорошо работаете не потому, что просто без ума любите начальника, а потому, что он вам платит. Если даже вы любите начальника, вы не будете работать, если он вам не будет платить. Верно же?! Скажите: «Я тебя, конечно, люблю, очень уважаю, но работать больше не могу!» Этот принцип очень могущественный! Вы сразу понимаете: «О! так тут с этим связана вся моя жизнь! С деньгами, именно с накоплением, с тем, что я зарабатываю, потому что я поддерживаю себя, свою семью и прочее, это очень серьезный момент, погодите, тут не шутки, вы зря так все прямо на лекции говорите. Не убедительно это, знаете, вы на святое сейчас посягнули.
Деньги – это святое, мои деньги, моя работа, какая тут любовь? До любви, подождите… Причем тут вообще любовь?»

Да, но изначально вот этот мир был духовен. Когда-то. Слышали такое «Золотой век»? Есть легенды во всех древних странах мира, есть сказания о Золотом веке. Они все похожи. Все они говорят одно и то же, что люди жили в атмосфере любви к Богу. Не было насилия, не было чувства выгоды. Там не было кармического труда, который сейчас в бесконечной форме делают люди, чтобы хоть как-то поддержать себя. Привлечь к своему труду, чтобы продать как можно выгоднее. Абсолютно бессмысленное занятие. Полностью бессмысленное занятие. Просто трата времени человеческой жизни. А был когда-то Золотой век. Как? Люди жили на земле. Вы скажете: «О-о-о-о! Понятно. Пятикантропы. Они жили в земляных ямах, все ясно. От непогоды как они скрывались? Да, они наверно в пещерах жили. Пещерные люди. И вы это Золотым веком называете?». Это наше воображение. А что было на самом деле, описывается в шастрах.

Золотой век: человек жил в доме природы. Не в пещере! В доме природы! Вся природа была его домом. Дома у вас все удобно, правда же? Как вы хотите? Там, где хотите кресло, там, где хотите кровать, там, где хотите кухня, там, где хотите туалет? Вы сами строите свой дом. И там люди какие как вы хотите, правда же? Которых не хотите видеть вы их за дом, за дверь. Это ваш дом.

Так вот природа – это наш дом. И это означает, что был мир со всеми живыми существами. Описывается, что даже тигры, они не ели мясо. Сейчас даже людей трудно склонить к вегетарианству, правда же? Тигров мы уж не беремся. Как бы с человеком справиться, такой упрямый нынче человек стал. Но в Сатья-югу, Золотой век, даже тигры не ели мясо, никогда никого не убивали, они брали кровь другим способом. Ничего страшного, они просто подходили к коровам, и пили молоко. Кровь в форме молока они пили. Эта та же кровь только еще лучше. Молоко лучше, чем кровь.

Представляете такую картину: корова стоит, и тигр пьет молоко у нее и урчит как котенок и так ластится. И молока много, столько много молока, столько много коров, что поля орошены этим молоком, лужи молочные кругом. Так много всего изобилия. И планета дает то, что человеку нужно, а что не нужно практически не дает. Сейчас наоборот: то, что не нужно много, то, что нужно – работай. Не заработаешь – не поешь. Вот это дом Бога называется, природа – это был дом Бога, дом человека. Итак, что вы хотите, природа дает, называется дерево желаний.

Сейчас тоже есть дерево желаний, но они очень отрегулированы …то есть, груша дает только грушу, вы не можете, допустим, у груши попросить яблоко. То есть, такие не отрегулированные деревья желаний. Это интересный момент: в шастрах говорится, что четыре дерева поддерживают эту Вселенную. Четыре дерева. Есть описание этого в Шримад-Бхагаватам, четырех направлений во Вселенной, какая там жизнь, какая цивилизация, о чем возвышенном там думают люди, кому поклоняются и чем поддерживают себя. И там описывается, что есть четыре дерева, которые обеспечивают все эти континенты всем необходимым для жизни. Гигантские деревья, такие вселенские деревья. Они дают все необходимое для людей, одно дерево. Сейчас большинство деревьев ничего вообще не дают, только тень, может быть, пух дают в изобилии, пуха очень много. Фруктовых деревьев меньше становится. Это называется гуна благости. То есть изначально этот мир устроен в гуне благости. То есть это же творение Бога, Он не имеет недостатков. Недостатки принесли люди. А этот мир мы уже видим  в сочетании всех этих недостатков, полотно недостатков. То, что мы уже произвели, шаг за шагом, год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием. Даже климат изменился, смотрите, стало совершенно невозможно. Вы не знаете, что завтра будет снег, дождь, солнце. Но, какая-то регуляция еще есть, но все более и более непредсказуемая природа становится и все более и более непредсказуемые люди, непостоянные люди. Постоянная семья – сложно, постоянная работа – сложно, чему-то посвятить себя одному полностью до конца – сложно. Люди разбросаны, неустойчивы, не выполняют обещаний, говорят совсем не то, что думают. Все почему-то лгут. Век Кали называется. И природа не знает, как общаться с человеком. Какой он этот человек?

Когда-то Жак Ив Кусто снял фильм. Этот человек, знаменитый подводник. Различные подводные изобретения – это его изобретения, акваланги, специальные приспособления для подводного плавания. Он изучал океаны мира, он везде был под водой, все это исследовал и когда он состарился, он проникся состраданием, как это свойственно старым людям, состраданием к живым существам. И он сказал, что очень много убивают морских котиков. Это нерпа есть такая. Она очень любопытная, очень любит общаться с человеком, общительное живое существо. Они живут в воде.

Нерпа. Знаете, у нее такие ласты, такая морда симпатичная усатая, очень глазастая и любит музыку. Они общаются с человеком. То есть, очень приятные звери. Но у них очень ценная шкура. Так человек сказал. В шастрах так не написано. Мир создан человеком, его желаниями. Ценная шкура! Не знаю, у нас, наверное, тоже ценная шкура, если вот такими глазами посмотреть на человека. Но шастры так не рассматривают ни человека, ни животное. Они говорят по-другому: это живое существо, тоже частичка Бога. Шкура Его не интересует. И его сын, он приручил очень быстро одну нерпу. Плавал с ней под водой, играл, кормил. И, в конце концов, она вот прямо здесь, подплывает сразу к нему, они играют, разговаривают, очень веселое живое существо. И таким образом он приговорил ее к смерти. Она стала доверчива ко всем людям. «Человек – это здорово, - подумала она. Человек – это здорово, он такой любящий, с ним так хорошо общаться, от него такое тепло!» Она стремиться к нему, это животное, чтобы общаться с человеком. Все животные стремятся к человеку. Когда-то стремились к человеку. Человек всегда был добрый. Все живые существа чувствовали эту любовь от него и что-то делали для человека. Как собака, она же сразу хочет служить хозяину. Если хозяин ее погладил, покормил, все, она сразу бегает, гавкает, охраняет, она предана хозяину.

И через несколько дней эту нерпу нашли жестоко, зверски убитой с содранной шкурой. Какой-то человек этим воспользовался, ее доверчивостью, убил веслом, жестоким образом. И он показал все это: «Посмотрите, мы убьем себя на самом деле». Он стал понимать это только в старости. Планета большая, но он был во всех мировых океанах и все, все, все эти вещи видел. И он сказал, что планета не такая уж и большая, как кажется на самом деле. «Это иллюзия», - он сказал. И если мы хоть один вид жизни нарушим, мы сами будем гибнуть.

Да, но, сколько уже уничтожено или подавлено очень полезных видов жизни, от которых мы очень зависим, наше здоровье, наш разум? Знаете, сколько уже подавлено или уничтожено таких видов жизни? Например, корова. Корова – самое ценное живое существо на планете для человека! В общении с коровой человек очищается, просто общаясь с коровой. Не говоря о том, что он у нее берет молоко. Конечно, эту науку люди забыли. Но корова ценное живое существо и как оно подавлено сейчас в мире. Называется цивилизация.

Итак, есть очень ценные виды жизни, которые очень полезны для нас, для нашего цивилизованного развития. И особенно важно научиться общаться с людьми. Смотрите, мы даже сейчас и с людьми не можем толком общаться, а что уж говорить о животных, вообще этого во внимание не принимаем. Зачем вообще об этом говорить? Причем тут животные? Какое они имеют значение для меня? Как это связано со мной? Вот такой стал современный человек!

Поэтому необходимо расширить сознание или сознание Кришны. Можно назвать по-другому, если вы не согласны с термином. Не принципиально, никто не настаивает. Но Кришна означает всеобъемлющий принцип и всепривлекающий. Это также относится и к личности, личности Бога, но важно понять сначала принцип. Не нужно сразу в споры вступать: чей Бог и чья религии! Дело не в религии и не в названиях, а в принципе! Сначала нужно стать принципиальным человеком. Бог – это самый всепривлекающий принцип, самый всеблагой. Вот так. Как вы не назовите Его, но вот этот принцип нужно принять, прежде всего. А потом этот принцип развить: до какой степени Он благоприятен, до какой степени Он всепривлекающий, до какой степени Он милостивый?!!! И вы будете просто в шоке! Все перевернется в жизни, когда это принцип проникнет уже глубоко. Вот поэтому написана Бхагават-Гита. Кришна о себе говорит такие вещи, которые придумать невозможно. То есть беседа с Богом уже написана давно.

Прабхупада, однако, замечает здесь интересную вещь, в Бхагавад-гите: Арджуна иногда задает здесь странные вопросы, в Бхагавад-гите. Он задает вопросы как будто он необразованный. Как будто мы с вами спросили бы, но мы не образованы. Он тоже задает как бы такие вопросы и это странно, потому что он спутник Кришны.

Например, Кришна говорит, что эта наука очень древняя, Бхагават-Гита. Она существует с начала зарождения Вселенной. Сначала была передана богу солнца, а потом прародителю людей, а потом первому царю человечества. Значит, много миллионов лет назад Бхагават-Гита была поведана богу солнца.

Смотрите, что Арджуна спрашивает в Бхагавад-гите, услышав это утверждение, Арджуна говорит: «Бог солнца, он старше тебя по рождению, Кришна». Мы бы тоже самое спросили, правда же? А Кришна говорит: «Я ему передал много миллионов лет назад эту науку». Арджуна не глупец, поймите, он понимает вечность Бога, вечность души. Но он знает, что такие утверждения люди подвергнут сомнению и он спрашивает от имени людей. Эта книга написана для всех людей, для этого была рассказана. Попытайтесь понять, это не просто какая-то личная, частная беседа. Эту книгу читают все умы человечества. Без нее фактически не было никакой трансцендентной мысли, не поддерживалось. Ни Эйнштейн, ни Эмерсон не знали бы, не имели бы никакого материала. Это основа основ всей человеческой цивилизации. Отсюда все трансцендентные мысли исходят, именно из этой книги - Бхагават-Гита, других нет!

И Кришна спокойно отвечает Арджуне на это. Он сказал: «Через многие и многие рождения мы с тобой прошли. Ты их не помнишь ни одного, я их помню все». Знаете, о чем он говорит? «Мы с тобой были вместе в вечности, уже воплощались, меняли эти тела». А что это означает? Означает, что Арджуна где-то там присутствовал, когда богу солнца рассказывалась Бхагават-Гита. И что? Думаете, он забыл ее? Нет! Вот тут интересно, он забыл свое прошлое воплощение, Бхагавад-гиту Арджуна не забыл. Как может человек, забывший Бхагавад-гиту, понять ее, услышав лишь один раз. Тот, кто читает Бхагавад-гиту лет десять, понимает, о чем я говорю. Хотя бы лет десять, ни неделю, ни год. Эту книгу нужно читать всю жизнь.

Арджуна понимает это знание в течение, может быть, одного часа, даже меньше, они там очень быстро говорили. Эта беседа состоялась очень быстро, Кришна на уровне мысли рассказывал Бхагавад-гиту.

Итак, словам тесно, мыслям просторно. Несколько строчек и вы можете думать потом полжизни об этом. Вот это знание! Почему? У вас появляются уже другие отношения со Сверх-душой. И что вы думаете, о том, что было раньше с этой совестью? Вы думаете сами: «Я просто был бессовестным! Совести у меня никогда и не было». Пробуждается новый порог совести, еще новый порог совести и еще. Если он пробудится сразу целиком, то это подавит нас. «Боже мой, так у меня вообще никакой совести нет что ли?! Да я что вообще, что ли полное ничтожество?!»

Если полностью Кришна проявит себя, это просто подавит нас, поэтому мы читаем стих за стихом и постепенно мы открываем: «Да, мне нужно совершенствоваться! Я жил неправильно. У меня очень много несовершенств, у меня много недостатков!» Так, самосознание начинается с этого: «Я несовершенен!» Как же стать совершенным? Это называется самосознание. Если человек думает, что он уже совершенен и вступает в процесс познания мира, это другой путь, другое направление знаний. Это путь современной науки.

Многие люди так говорят: «Хорошо вы меня убедили. Хорошая книга. Я заинтересовался. Дайте мне эту книгу я разберусь. Все сам. Покупаю, сколько стоит? Все, я пошел, я разберусь, почитаю». И что же они? Ничего не понимают в этой книге. Такой подход не годится. Сначала нужно понять, что я несовершенен. И вот Арджуна находится в этой позиции перед Кришной. Кажется, что Арджуна ничего не знает. Он спрашивает, видите, Кришну. Нет, нет, нет… Прабхупада, дает другой пример. Попытайтесь понять: Арджуна освобожденная душа, он находится в полном знании. Это лила, это совершенно другая сторона.

Например, учитель в школе, он говорит ученикам: «Два плюс два… Так, дети считайте, сколько будет?» И ребенок иногда думает, что учитель вместе с ним учит арифметику, верно? Нет, учитель уже знает и высшую математику. Но для ребенка он спускается на этот уровень, говорит: «Вот два, а вот еще два, сколько будет два плюс два?» Петя не хочет считать, ему не нравится: «Два плюс два – скучно, не знаю!» «Хорошо, Петя, два слона плюс два слона, сколько слонов?» Вот, со слонами интересно, со слонами можно посчитать.

И также Бхагават-Гита, если мы ее просто прочитаем как философский трактат, мы скажем: «Не-е-е-т, скучно, тяжело, не понятно!». Но если мы это сделаем с киртаном, с прасадом: «А-а-а, это не плохо, не плохо! Хорошо между этим послушать что-то, даже если непонятно». Какой-то вкус должен быть у человека. Всегда в течение жизни мы должны испытывать какой-то вкус, какое-то счастье. Но лишь дело в одном: счастье нужно испытывать НАСТОЯЩЕЕ! То есть все хотят быть счастливыми, но никто не знает как стать счастливыми по-настоящему. Наркотик - счастье? Боже мой, сейчас кто только не принимает эти наркотики, уже рождаются со шприцами, мне кажется.

Но Прабхупада говорит, что это не о счастье, не настоящее счастье. Это подобно самолету: взлетаете высоко, летите, а потом горючее кончится, куда вы потом денетесь? Снова сядете туда же, на то же самое место, еще и ниже. Этот аэропорт вас уже не примет. Серьезно, этот аэропорт уже не примет. Вам уже придется найти другое общение. Аэропорт уже другой у вас будет. Потом еще аэропорт другой будет, и уже известно в какой аэропорт приедете в конечном итоге. Аэропорт под названием «Ад» есть. Вот он путь туда. С пересадками конечно. Для этого нужно накопить достаточно средств, чтобы добраться до ада. Знаете об этом? Это не бесплатный путь! Нужно накопить средства. Да, да, нужно потрудиться тоже немножко. Поэтому, если у кого-то есть решимость стать наркоманом, вот это уже хорошая плата. Желание знаете такое: уже не свернуть! Я решил и всё. То это уже хорошая плата. Вы уже богатыми стали в этом плане.

Но если вы также решительны в Сознании Кришны… О-о-о-о! У вас большие перспективы! Вы очень удачливы! Именно в этом все дело! Ничего сложного в этом нет, если есть решимость! Ничего сложного нет в том, чтобы оставить мясо, рыбу, яйца, интоксикации, незаконный секс, азартные игры, ничего сложного, если есть решимость и осознание высшей цели! Не думайте, что это сложно. В Сатья-югу люди вообще таких проблем не испытывали. Даже животные не ели друг друга. Даже у животных не были сильны агрессивные желания. А почему? Были сильны другие желания. Если мы пробудим эти другие желания, мы увидим, что это не сложно, оказывается, отказаться от этих низших вкусов. Есть у нас другие желания, но давайте их культивировать! Желание быть с Богом. Чувствовать нужно с Богом, думать с Богом, есть с Богом, жить с Богом.

Сейчас современная цивилизация отделила религию от государства, науку от религии, все отделили. С Богом вы уже не можете жить. К Богу вы иногда приходите помолиться в церковь, а потом идете снова по своим делам. Нет такого места, где бы не было Бога! Это придумали люди эту цивилизацию. Всё есть Бог. Куда вы пойдете на самом деле? Вы думаете, что Он только в церкви, но Он везде! Да, Он всюду, в сердце каждого живого существа, в ядре каждого атома, все Его суть. Они придумали эту цивилизацию, они создали сами эту цивилизацию, Бог этого не создавал. Но Он санкционирует, если человек решительно выбирает этот путь.

Он говорит: «Бог, подожди не мешай! Дай, я самостоятельно буду жить. Ты все решаешь за меня, я не маленький, я хочу быть от тебя независимым. Подожди, дай я хоть немножко буду Богом, ну хоть чуть-чуть без Тебя, сам приму решение». Но даже в этом смысле он должен получить милость Бога.

Один сын дрался с отцом в 16 лет. Это никто иной был как Индрадьюмна Свами. Он рассказывал об этом. «Я, - говорит, - в детстве дрался со своим отцом». Ну, бывает такое в детстве. В детстве мы думаем, что отец полный глупец. Когда мы взрослеем, мы думаем, что отец тоже поумнел. Так кажется. «И вот однажды мы подрались, и я сказал отцу: «Отец, я ухожу из дома! Всё!» Отец говорит: «Да? Ну, хорошо, пожалуйста, уходи из дома, живи теперь один без нас, без родителей». И я ушел, ушел из дома. Иду по улице, захотел мороженого, а денег нет. Иду домой и говорю: «Отец, я ухожу из дома, но мне нужно сто долларов». Отец мне дает сто долларов, чтобы я ушел из дома.

И что же вы можете сделать без Бога? Даже, чтобы уйти от Бога, вы должны использовать его энергию. Забвение – это его энергия. Память, знание, забвение – это тоже Бог. Чтобы что-то забыть, тоже необходима божественная энергия. Забудьте обиды, попробуйте, настройтесь! Очень сложно! Вы не управляете памятью, знанием, забвением.

Но как только, вы начинаете служить Богу, Сверх-душе, как все неблагоприятное просто теряет силу памяти. Вы помните, но это власти над вами не имеет. Есть вещи, которые мы вспоминаем и вздрагиваем: «О, Боже мой! Не да Бог еще раз такое увидеть!». Но если вы возвышаетесь, больше таких беспокойств не существует. Все это просто иллюзия в материальном мире. Это открывается по милости Бога, потому что Бог – это свет, это знание. Включается свет, больше нечего бояться. Иллюзия. Во тьме много чего покажется. Во тьме страшно, хотя там ничего опасного может и нет, а может есть, а может нет, я не знаю, а вдруг. Вот это вот вдруг, вдруг, вдруг… Люди живут с этой концепцией «вдруг». А вдруг, на всякий случай, а вдруг… Деньги про запас, потому что вдруг… Эта концепция захватила все умы планеты «вдруг». А вдруг я выиграю большие деньги, а вдруг проиграю? Я не знаю. Выиграл! О! А вдруг потеряю?! Надо прятать! А вдруг найдут?! Я не знаю.

Заметили? Человек всегда сомневается: вдруг, вдруг, вдруг. Это называется атеизм. Никаких вдруг! Кто-нибудь стал вдруг доктором наук? Ну, вот шел по улице и вдруг раз и стал доктором наук. Вы трудились, вы совершали деятельность, смотрите, вы так много делали, вы обретали знание, опыт. Это продукт вашего развития, усилий. И все в этой жизни, так или иначе, связано с какими-то усилиями, какими-то причинами, ничего вдруг просто так не происходит. Вдруг – означает невежество! Просто невежество.

Вы не знаете правил дорожного движения, сидите за рулем, едите и думаете: а вдруг сейчас автомобиль на встречу поедет. Куда поворачивать? Налево или направо? Я не знаю! Левостороннее, правостороннее движение, я не знаю! Может посередине поехать? Нормально. Вот это означает полное невежество. Но в знании никаких вдруг: правая сторона, светофор, перекресток, помеха справа, все понятно! Не так ли? Это элементарные вещи, они понятны. Но жизнь также устроена на законах знания, ни на каких законах случайностей. Случайно – означает, что просто я не знаю. Относительная случайность. В Абсолютном Мире не бывает таких представлений. Только Любовь. И ни то, что вдруг может возникнуть какая-то ненависть.

И поскольку человек не управляет своими чувствами, здесь говорится о том, что он должен управлять умом и разумом, то «а вдруг» у меня возникнет такое желание, я не знаю. Мы, конечно, расписались в ЗАГСе, а вдруг у меня возникнет новое желание? Я не знаю. Мы, конечно, молчим об этом, но на всякий случай туда же можно прийти и развестись. А вдруг, на всякий случай. На тот случай, если «вдруг» – концепции! Вдруг – означает, что я не управляю своими разумом и чувствами, при этом я хочу управлять миром.

Заметили такую вещь? Человек любит контролировать всех вокруг, кроме себя. Он точно знает, кто, что должен делать, но при этом сам не знает, что он должен делать. Обязанности всех людей он знает наизусть, что касается его, понятия не имеет, что он тут вообще делает. Его нужно заставлять что-то делать, сам он понятия не имеет.

Да, эта тенденция контроля есть у всех. Мы ишвары. То есть, Он - Великий Ишвара, Бог – безграничный, а мы маленькие ишвары. Ишвара тоже управляющий. Так вот Веды говорят: управляй своими чувствами, умом и разумом. Как тут написано. Вот это начало цивилизованной жизни. Научись управлять умом, разумом и чувствами – с этого начинается образование. Есть сейчас такое образование? Есть сейчас такие школы? Где-нибудь есть школы такие? Институты есть, где бы обучали контролировать чувства? Ни одного!

Ну и что, какой будет результат? Мы уже знаем! Можете хоть красные, хоть синие, хоть зеленые дипломы получать, хоть раскаленные до бела дипломы, не будет никакого счастья! Человек должен обуздать свои чувства, разум и ум, то есть от плохих стремлений, от грязных мыслей! Должен учиться контролировать, держать свое животное на привязи.

У нас есть животное, знаете? Очень близкое. Это тело – это просто животное! Все! А что оно такое из себя представляет? Это просто животное! Те же самые потребности: еда, сон, совокупление, оборона. Любое животное это делает. Если животное хочет есть, вы же не остановите его. Если хочет совокупляться, очень трудно остановить его. Чуть только отвернетесь, сбежит тут же! Правда же? Это тело так же. Если оно чего-то захочет, как вы его остановите, скажите?

Сегодня вы сказали: «Все, я веду святой образ жизни. Я святой. Все!» А завтра тело побежало куда-то. И вы удивляетесь, что оно делает вообще, это тело?! Куда оно побежало? Я там уже был. Я туда не хотел, не планировал. Автоматически! Люди находятся все в плену своих желаний, но думают, что они свободны.

Один человек много курил. Я сказал ему: «Слушай, ты много куришь!» Он говорит: «Я?! Я могу бросить хоть сейчас! Просто не хочу. У меня нет никакой зависимости. Прямо вот сейчас могу бросить, просто не хочу». Понимаете, какая майя? Какая иллюзия! И он никогда не захочет бросить, вот в чем дело! Он всегда свободен, видите, оказывается. Нет, он не свободен. И когда он говорит: «Все, я бросил курить!» У него начинаются ломки. Это животное достает сигарету. Он хочет обмануть это животное, вставляет карандаш в рот. «Так легче, у-ф-ф…» Это животное ходит и жует карандаш. Точно животное. Что ж с ним делать? Оно очень сильное это животное. Держать на привязи! Почему же мы с вами повторяем: ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ? Привязь! Хорошая привязь! Не сорвется, если постоянно будете повторять.

Функции тела зависят от ума и разума. Занять нужно сначала ум и разум божественной энергией: имена Бога. Хорошая привязь! И есть только Кришна прасад! Язык говорит, и язык ест, две функции. Так, ешьте только освященную пищу, произносите имена Бога, говорите на тему Бхагавад-гиты. Посвящайте свое время. И вы просто увидите, как свидетель и наблюдатель, что материальные желания слабеют, теряют силу власти над вами. Сами по себе. Это лекарство, прописанное ачарьями. Все так делают. Все разумные люди практикуют. Бхакти-йога – это, прежде всего, занять язык. Если язык не занять, животное не удержать, оно убежит.

Итак, чувства очень трудно контролировать, невозможно. Но их можно занять более высокой деятельностью. Для чего нужна лошадь? Не для того, чтобы держать постоянно на привязи, верно же? Ездить нужно. Но, если мустанг дикий, куда вы поедите на нем? Через каждые пятьдесят метров будете падать и разбивать себе что-нибудь. Сначала обуздайте лошадь и занимайтесь деятельностью, пожалуйста, используйте. Но для этого нужно восстановить свой изначальный духовный разум, сильный разум, человеческий разум.

И вот для этого была поведана Бхагават-Гита. Просто читаете книгу и получаете могущественный разум. Вы становитесь мыслящим существом, глубоко мыслящим существом. Означает, что вся ваша жизнь поднимается на высокий уровень. И постепенно, постепенно, постепенно, постепенно все преобразуется, все трансформируется. Все чище и чище, совершеннее, и, в конце концов, вы начинаете чувствовать настоящее счастье, внутри сердца, просто здесь, все. Это уже Сознание Кришны, вы сознаете Бога – это счастье!

И тогда Бхагават-Гита кажется потоком нектара, так написано здесь. Как Арджуна слушает ее? Он не слушает ее, записывая с ручкой, по пунктам: «Кришна не торопись, подожди, я не успеваю». Он говорит: «Говори еще, не останавливайся, быстрее говори, больше!» Река нектара течет то, что он слышит. Слова можете не запомнить, не так уж важно, можете по-своему все рассказать. Но если река нектара войдет в уши, река нектара выйдет у вас через язык, слова найдутся. Вы будете говорить как поэт. Как Мохаммед, он же, как поэт заговорил.

Итак, очень важно слушать Бхагавад-гиту, говорить на эти темы, думать на эти темы. Философская мысль должна быть связана с Богом, иначе она станет сухой непривлекательной наукой. Философия не для всех, правда? Но Бхагават-Гита для всех.

Ответы на вопросы:

Главная задача любого существа - это осознать присутствие Бога, так?

Да, осознать присутствие Бога. Также как, если мы находимся здесь, мы должны осознавать, что тут присутствуют другие люди, правда же? Если мы не осознаем или не придаем этому значения, мы неадекватно себя ведем. Люди скажут он асоциальный этот человек. Он ведет себя так, как будто здесь никого нет, ни с кем не считается. Это сознание. Здесь требуется внимание. Также весь этот мир поддерживается Богом. Если мы этого не осознаем, то мы совершаем оскорбления, ошибки.

Как избежать искусственного общения (телевидение, реклама и т.д.)?

Искусственное общение – это сейчас большая проблема. Люди теряют разум и волю, они становятся рабами этих зрелищ. Факт! Это серьезный вопрос. Но хотя бы регулярно по воскресеньям надо все-таки приходить на программу. Я говорю «хотя бы», потому что некоторые люди полностью порабощены этой информацией, полностью, компьютерами и прочими. Они не могут оторваться. Если еще наркотик или что-то еще, сейчас очень сложно людям. Время сложное в этом плане. Поэтому преданные регулярно проводят программы, они еще нама-хатты посещают, с утра пораньше поднимаются, чтобы садхану успеть сделать, свои круги повторить, медитация, в святые места в Индии раз в год съездить, если у кого-то получается, то замечательно. И постепенно вся эта цивилизация теряет силу над нашим разумом. Но, конечно, сейчас миллионы людей это сбивает с толку.

Как понять чистое воспевание Святого имени? Кто может контролировать: сам Бог контролирует или сам человек?

Нет, сам не может. Пока сомневается, пока спрашивает, значит, еще не может. Но чистое Святое имя приходит как источник, как пища. В Бхагаватам пример: если вы едите вкусную пищу, одновременно вы наслаждаетесь и насыщаете чувства удовлетворения. И вкус, и насыщение – два фактора. Вот так же чистое воспевание. И вы тогда не спросите об этом.

 


0 Поделиться