«Сила аскезы»
"Сила аскезы"
Отрывок из лекции Александра Хакимова, Алматы, декабрь 2009г
«Если вы идете путем дхармы, то сама дхарма вас защитит, вам ничего другого искать не нужно. Надо только утвердиться в своем долге, обязанности и цели жизни»
Есть три вида аскезы или добровольных ограничений: первое – тела, второе – речи, третье – ума. Если вы изучите эти три момента, то вы достигните саттва-гуны или состояния гармонии, умиротворенности и счастья.
Начать нужно будет с тела, потом речь и только потом – ум. До ума просто так не добраться. Если вы рассмотрите аскезы тела, эти все заповеди, записанные в Священных писаниях, относятся к гуне благости. Это то, что мы называем религией. Это и есть аскезы для тела. Не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лги. Существует много запретов. Не делай этого. А что делать? Люби. А как любить? При помощи речи. Действий, речи и при помощи ума.
Если хотите обрести, хоть какую-то благость, можете просто при помощи тела начать действовать. Ноги идут ни в бар, ни в ресторан, а на какую-то духовную программу. Это уже аскеза тела. Уже жертва, могли бы наслаждаться жизнью, а идете вот в это место, где можно слушать о чем-то возвышенном, контролировать свои чувства при этом. Это аскеза тела называется.
Нужно выражать почтение старшим, таким как отцу и матери, духовному учителю и.т.д. Это мы делаем при помощи тела. Не важно, что вы думаете, сделайте хотя бы формально. Это уже аскеза, уже приближается гуна благости.
Что касается речи, то речь должна быть правдива. Аскеза речи заключается в ее правдивости. И при этом, говорить правду, это еще не всё, важно сказать правду приятными словами, приятным образом, с уважением. Вот это аскеза речи. Мы все говорим правду, но пока мы не научимся говорить с уважением, мы все лжем.
Я сейчас скажу знакомый лозунг, земля – народу, мир и дружба, все равны. Здорово, правда? А где я солгал? Потому что я провозглашаю это равенство, для одной категории людей, а других уничтожаю. Это ложь, это слова не соответствуют действительности. Можно сказать, что слова хорошие, это высшая правда. Но, тут есть ложь, потому что человек не достиг чистоты от зависти.
То есть пока человек завидует, он не может провозглашать принципы любви, равенства и братства. Завистливый человек делает что-то для определенной группы людей, а других он устраняет. И поскольку В.И. Ленин не достиг этой ступени йоги, хорошие лозунги имели и разрушающую силу. То есть кому-то нужно было умереть, быть уничтоженным как класс. Это написано, что человек в зависти, не может провозглашать высокие принципы о равенстве, и братстве, иначе это принесет зло.
Это аскеза речи. Правда, приятными словами, потом произнесение ведических гимнов, священных текстов. Когда вы говорите на духовные, философские темы, это тоже аскеза речи. Может быть, я хотел говорить просто о себе, рассказать свою жизнь, как я провел время в детстве или в юношестве, прославить себя, показать с разных точек зрения свои таланты и способности, а потом другой бы сюда вышел, и тоже о себе что-то рассказал.
Но, мы делаем не так, мы опираемся на ведические книги. Это аскеза речи. То есть тело хочет одного, а я говорю, – нет, иди туда. Как животное, стоит его отпустить, как оно пошло в сторону. Нужно руководить телом, это аскеза тела. Аскезой речи вы контролируете речь. И самое главное, в конце концов, это обуздать ум. И всё счастье, принцип, заключается в третьем пункте – в аскезе ума.
Когда вы достигаете аскезы ума, тогда вы ощущаете настоящее счастье. Подлинное, реальное счастье можете ощутить, внутри себя. Речь и тело, когда вы контролируете, это дает вам результат – чистоту, силу влияния. То есть вы рано утром просыпаетесь, делаете какие-то саттвичные процедуры: омовение, медитируете, читаете священные тексты. Говорите только правду, говорите с людьми приятно, сдержано, не гневаетесь, не оскорбляете никого.
И у вас будет сильное влияние в обществе, обретаете могущество. Но, еще не чувствуете счастья как такового. Просто чистота, это как бы преддверие счастья. Ну, как есть солнце, и есть рассвет. Солнца не видно еще, а рассвет есть. Вот здесь мы можете четко видеть рассвет, пробуждается новая энергия, но еще не пробудилась до конца. Еще солнце только-только начинает – зарево, какой-то свет.
И само солнце проявится, когда ум держите под контролем. О таком человеке говорится в «Бхагавад-гите», что он уже осознал Сверхдушу в сердце. Как только ум контролируется, вы сразу начинаете осознавать внутри себя Сверхдушу, Разум вселенной, то есть Бог в сердце. Кажется, так просто.
Говорится, что легче остановить ураганный ветер голыми руками, чем управлять своим умом. Но, тем не менее, можно научиться, это делать. Аскеза ума означает, если сказать коротко, удовлетворенность тем, что имеете. Видите как это не похоже на современный образ мыслей. Нельзя быть удовлетворенным тем, что имеете. Прогресс в этом и заключается. Никогда ни чем не удовлетворяться. Желать большего, и большего – страсть. И в итоге, мы видим, что уже некуда ехать в городе, нет места. Есть пределы материального развития.
Удовлетворенность тем, что имеете. На самом деле не увеличивать свои запросы, искусственные желания, не думать об этом. Как мы сказали, идите путем дхармы, все остальное придет автоматически, без требований, без претензий к миру. Без критики, без борьбы. Другой подход к жизни.
Обычно говорят, что счастье в борьбе, в борьбе что-то получаете, и не просто получаете, а получаете с честью. Если вы не боролись за что-то и получили, это не так интересно. Если бедняк заработал грош, в поте лица, он будет гордиться этим грошом, потому что он за него боролся, он отдал большие силы. Счастье в невежестве. Как говорится, это счастье подобное счастью верблюдов, свиней, собак, так грубо говорится об этом образе жизни.
Пример иллюстрируется, когда верблюд ест сухие колючки, там наслаждаться нечем, кроме вкуса собственной крови. Колючки пронзают язык, и кровь смешивается с колючками, они этим наслаждаются. Наслаждаться своей кровью и потом, этим ломаным грошом, который заработал, равносильно наслаждению верблюда.
Или свиньи, когда люди наслаждаются без всякого разбора. К этому дело идет, как бы тенденция. Это уже жизнь свиньи. Или жизнь собаки, чем она наслаждается? Она очень хорошо различает чужого и своего. Когда хозяин бросает ей кость, она в ответ лает, чтобы защищать его, потому что он ее кормит.
Если нам платят, мы говорим и делаем то, что нам заказывают. Героическая слава, труд, лишь бы только платили. Человек часто не понимает, зачем я все это делаю? Это пользу кому-то приносит? Скажем герой труда на табачных предприятиях, и на винно-водочных изделиях. Это называется глупая слава труда. Собака, собачий менталитет - платят, а я лаю. Я должен служить хозяину, а остальное меня не интересует. Я не знаю, как правильно действовать, хозяин за это отвечает.
Я простой человек, то есть, у меня нет образования, нет смысла жизни. Поэтому грубые слова, такие как, верблюды, собаки, свиньи, говорятся в Шастрах (священных писаниях). «Шастра» означает – разрушает, уничтожает невежество. Шастра это также оружие. Оно разрушает невежество, поэтому используются такие слова, как оружие. Не живи, как свинья – это оружие, в форме слова. Не живи, как верблюд, или собака. Звучит оскорбительно, но очень прямо и понятно. Сразу доходит. Шастры используют такие слова.
Сначала надо удовлетвориться тем, что ты имеешь. Как? Я хотел бы, но не могу. Тогда в этом случае, начни говорить хорошие вещи, повторять священные писания. Читаешь Веды, а потом кому-то их повторяешь. И ты почувствуешь, что ты уже независим от этих обстоятельств как раньше: от количества денег, от своей судьбы, даже от семейного положения, в котором находишься, ты уже не так зависим, как раньше, не так уязвим. Ты становишься сильнее, то есть ты можешь удовлетвориться больше этим положением. Если ты еще займешь тело в этом - вегетарианство, и прочее. То есть поменять образ жизни: вставать рано утром, омываться, надеть чистые одежды, ходить куда нужно, куда не нужно не ходить, станешь могущественным.
Это три вида аскезы для того, чтобы подняться в саттва гуну. За это отвечает моя деятельность, карма. То есть так я могу менять свою гуну. Поэтому, когда карма, меняет гуну, гуна дает мне новые силы менять карму. Отсюда я черпаю силы. Откуда я возьму силу, чтобы совершать аскезы? Аскеза сама дает силу.
Есть анекдот о двух лягушках, которые тонули в банке с молоком. Лапами перебирают, скользко, не могут выбраться. Одна сказала: «Всё, я отправлюсь в мир иной, я больше не могу, я погибаю». Другая говорит: «Дорогая, у нас нет другого выбора, давай просто работать, может быть, что-то получится, давай до конца, пока еще есть хоть какие-то силы, продолжай бить лапами». Они продолжали бить лапами, взбивая молоко. Молоко постепенно стало сливками, потом маслом, и они выпрыгнули из банки. Когда вы совершаете аскезу, ваша жизнь трансформируется, меняется.
Или другой пример. Сказка, когда был дождик, и муравей залез под маленький грибок. Спрятался от дождя, а тут идет мышка, тоже вся мокрая, несчастная: «А можно я тоже спрячусь под твой грибок?». «Да, я тут один едва помещаюсь. Ну, где один там и двое». Потом еще, и еще, и потом уже медведь сидит с ними вместе. Гриб растет, он тоже меняется, жизнь трансформируется. Под влияние вашей аскезы, ситуация будет меняться. Для этого нужна вера в этот процесс, и знания. А будет ли меняться? Сначала я сомневаюсь. Правда? А вдруг не изменится? Вот для этого нужна вера, и определенные знания, нужно увидеть людей, которые этим путем уже прошли. И вы сразу же получите сильные импульс к действию.
Например, человек идет вдоль берега реки, ищет брод. Опасная река, где же тут брод, как перейти на ту сторону? И тут к нему подходит человек с другой стороны, и говорит, – вот тут иди, тут есть брод. У вас будет уверенность и энергия это делать? Да, он так уверенно показывает, но сам-то он на этой стороне. Непонятно. А если человек на той стороне реки, который выжимает одежду, и говорит, – вот здесь иди, здесь брод. Вы получаете быструю уверенность.
Итак, вы должны найти человека, который идет этим же путем. Немножко раньше вас вышел и уже показывает дорогу, уже знает эти вещи. Сначала будет какой-то страх. Но на самом деле жизнь будет меняться в лучшую сторону.
С каждым из нас это было в те годы, конец 80-х годов, когда наших адептов, последователей всех в тюрьмы сажали. Увольняли с работы, и в тюрьму. За йогу, за вегетарианство в тюрьму. Это же вред здоровью, была статья вегетарианство – вред здоровью, тюрьма. Что вы хотите 80-е годы?
Я работал на предприятии, и стал рассказывать людям, чем я занимаюсь: вегетарианство, медитация, книги, знания, трансцендентная наука. Оказывается, Бог есть, но это наука, не религия. Все это необходимо узнать, увидеть, воспринимать, доказать, осознать. И люди в ответ бросили есть мясо. Работа была суточная, была столовая, но потом столовая закрылась, так как никто мясо не ест. Меня вызвал начальник «на ковер», и сказал, - это МВД, здесь, такие как ты, работать не могут. Ты уволен.
И тогда я подумал, стоя «на ковре», что будет со мной дальше? Я принял такой образ жизни, такое знание, саттва гуна хорошо, но поддержки в этой системе мне никто не оказывает, меня увольняют, меня выбрасывают. А позаботится обо мне эта саттва гуна, этот Бог, который существует или не позаботятся? Тогда 25 лет назад, я думал об этом. А сейчас, через 25 лет, я говорю, – да, позаботится, каждый день, каждый час, каждую секунду. Если вы идете путем дхармы, то сама дхарма вас защитит, вам ничего другого искать не нужно. Только утвердиться в своем долге, обязанности и цели жизни.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|