«Четыре цели»
Цикл лекций, основанных на ТВ передачах студии «Самоосознание»
«Четыре цели»
Сегодня мы бы хотели поговорить о четырех основах человеческой жизни. Всё человечество, несмотря на внешние отличия, стремится к одним и тем же целям. Мы хотим жить вечно, обладать совершенным знанием и быть абсолютно счастливыми. Если изучить историю человеческого общества, то можно увидеть, что деятельность всех государств была направлена именно на эти цели. Но, к сожалению, сейчас мы не имеем ни одного примера, где можно было бы показать возможность достижения людьми этих целей. Можно обратить внимание на современное западное общество с точки зрения материального совершенства. Но при этом очевидна духовная деградация. Многие люди теряют смысл жизни и становятся обузой для своего окружения. Несомненно, что западная концепция развития мира не приводит к достижению гармоничного сосуществования материального и духовного благополучия. Существуют ли еще какие-нибудь модели развития общества? Да. Изучая Ведические писания, которым более 5 тысяч лет, мы можем найти описание древнейшей арийской культуры, при которой человеческое общество достигало такого единства с природой и Богом, не имеющее аналогов в современной истории. Эта культура строилась на четырех основах или путях развития общества – дхарме, артхе, каме и мокше. Подробнее об этом расскажет наш сегодняшний гость - культуролог, магистр КИМЕР Нурлан Шарипов.
Нурлан Шарипов: Сегодня мы бы хотели поговорить об основных принципах Ведической культуры, на чем она строится, какие цели преследуются. Потому что культура начинается тогда, когда человеческое общество преследует определенные цели. Этим отличается жизнь животного от жизни человека. Человек ставит перед собой какие-то цели, в то время как животное живет просто изо дня в день, подчиняясь своему инстинкту. И Ведическая культура выделяет четыре основных раздела или четыре основных цели, преследуя которые человеческая цивилизация может достичь успеха в своей жизни. Успеха в материальной жизни и точно так же успеха в духовной жизни. Этот принцип называется чатур-варга. Чатур означает четыре, варга означает разделение. В Ведической литературе есть такие стихи, описывающие, что это разделение установлено свыше: чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах. То есть даже если человеческое общество не знает о них, всё равно оно будет преследовать эти цели, но оно не сможет достичь их, потому что способ достижения в своей глубине является очень научным.
И самая первая цель называется «дхарма» или ее переводят как «религия». Но «религия» на самом деле неточный способ отражения этого термина – дхарма. Потому что под религией сейчас люди больше понимают вероисповедание.
Вероисповедание понимается нами как вера в сверхъестественное существо, которое может наказывать или поощрять нас за определенные поступки. Человек может верить или не верить, или поменять своё вероисповедание. Но дхарма – это предназначение, присущее каждой личности. Например, дхарма врача – лечить людей. Врач может быть главой семьи и иметь определенные обязанности по отношению к членам своей семьи. Он может быть другом, общественным деятелем. Но его основной обязанностью как врача является помощь больным.
Нурлан Шарипов: Дхарма означает любить и быть любимым. На самом деле живое существо обладает этим качеством, как самым основным качеством. Например, если мы посмотрим, то каждый занимается служением. Семьянин служит своей семье, или президент служит обществу. Все кому-то служат. Это неотъемлемое качество. Никто не может не служить. Как, например, мы видим, сейчас это становится очень популярным, люди заводят домашних кошек или домашних собак. Но под этим опять мы можем увидеть то же самое стремление служить. Если человеку некому служить, тогда он служит собаке, кошке. Потому что это определенная бхава, определенное удовлетворение, которое испытывает живое существо, когда он расчесывает, когда он ухаживает, когда он заботится о ком то.
Но изначально это чувство служить или любить направляется на самый совершенный объект. Поэтому эта потребность называется дхармой. Дхарма означает неотъемлемое качество или неотъемлемые отношения живого существа. И конечно указываются на отношения с Богом. Эти отношения определяются как служение. Служение означает, что живое существо исполняет желания или пытается удовлетворить другое живое существо. Тогда возникает вопрос, как же это возможно сделать в отношениях с Богом? Как удовлетворить Бога? Поэтому существуют определенные предписания. Они указаны в Ведических писаниях. Все желания и правила, которые указываются в священных писаниях, являются изъявлением определенной воли, принципов, которые требует от нас наша высшая природа, наши отношения с Богом. Если человек должным образом следует этим принципам, в соответствии со своим положением… Например, мужчина или женщина, для них будут разные предписанные обязанности. Или человек живет как домохозяин, семьянин, либо человек живет как отшельник – им предписываются разные обязанности. Если человек их исполняет – это называется дхарма. И если он исполняет должным образом дхарму, то так устроен этот механизм, что он достигает следующей цели.
Другая цель – очень большой раздел тоже Ведической культуры – называется артха. Артха означает экономическое развитие.
Современная практика экономического развития общества является безумной, поскольку занимается производством ненужных предметов. Например, для выращивания табака используется обширная территория земли, которая могла бы быть использована для выращивания злаковых культур. Современная одежда стала средством самовыражения личности. Руководствуясь ложным престижем, люди вынуждены тяжело трудиться, чтобы идти в ногу с быстроменяющейся модой. Сверхсовременные технологии производства приводят к растущей безработице в крупных городах мира. Будучи невостребованным, человек чувствует себя ненужным, что приводит к высокому проценту самоубийств в таком обществе.
Тогда как Ведическая система экономического развития общества основана на идее производства нужных вещей. Артха буквально означает то, что является необходимым. Каждый рожденный человек является не только потребителем, но и производителем. В этом обществе человек чувствует себя членом семьи и действует из чувства долга, а производство необходимых товаров занимает немного времени.
Нурлан Шарипов: Если человек должным образом исполняет свои предписанные обязанности, то тогда артха или экономическое развитие приходит автоматически. Мы не можем добиться этого искусственно. Конечно, мы можем пытаться, как например, в современном обществе мы видим, что люди пытаются различными ухищрениями достичь материального процветания. Но мы видим, что со временем это приводит к новым проблемам, которые становятся источниками еще больших бедствий, еще больших бед. Таким образом, настоящим ключом к решению экономических проблем является определенная дисциплина или определенные правила и предписания, с помощью которых человек может установить свои отношения с Богом, узнать свою духовную природу. Говорится, что живое существо является комбинацией материальной и духовной энергии. Душа воплощается в теле, и мы являемся носителями и той, и другой энергии. Поэтому у нас есть и те и другие потребности.
И следующая цель, следующая потребность в Ведической культуре, в чатур-варге определяется как кама. Кама означает удовлетворение чувств. И этому тоже существуют определенные правила и предписания. Например, есть писание в Ведической культуре, называемое Кама-сутра. Все аспекты человеческой жизни управлялись определенными предписаниями. Тогда человек, даже удовлетворяя чувства, не будет деградировать. Если мы возьмем животных – они тоже удовлетворяют свои потребности, и тоже считают, что они счастливы. Как, например, если мы возьмем свинью – она питается отходами, испражнениями. И при этом она думает, что она наслаждается. Но человек питается замечательной пищей, и он тоже наслаждается. Можно спросить – в чем же разница? В Ведах определяется, что есть наслаждение в разных гунах, в разных качествах – в благости, в страсти и в невежестве. То, чем одно живое существо наслаждается в невежестве, будет просто отвратительным для того, кто находится в благости. Поэтому чувственное удовлетворение тоже регулируется. На самом деле есть качественная разница между наслаждениями свиньи и наслаждениями человека. Однако свинья не может это увидеть. Свинья думает, что с ней всё в порядке. А иначе бы она не смогла наслаждаться этими испражнениями. Эта иллюзия называется майя-шакти, иллюзорная энергия. Она покрывает живое существо. Иначе, если свинья будет действительно осознавать своё жалкое положение, она не сможет больше жить даже просто, чтобы продолжать свои так называемые наслаждения, так устроено, что существует эта иллюзорная энергия, которая покрывает живое существо. Но в Ведической культуре кама позволяет человеку ощутить настоящее наслаждение.
Настоящее наслаждение означает наслаждение в гуне благости, то есть когда человек ведет свою жизнь упорядоченным образом. Например, он использует свои утренние часы для духовной практики, питается неоскверненной пищей, в которой не используются продукты насилия. Такая пища способствует развитию качеств милосердия и сострадания. Или, допустим, человек ведет чистый образ жизни. Существует определенная гигиена, предписанная для людей. Например, каждое утро омывать своё тело прохладной водой. Это позволит нам содержать своё сознание в чистоте. Если человек будет использовать эти элементы духовной практики в своей жизни должным образом, он может быть постоянно счастлив. Не имея этого опыта, люди обычно начинают пытаться искусственно удовлетворять свои чувства в поисках счастья. Искусственно означает интоксикации, алкоголь. Что означает интоксикация? Что человек несчастен, но он хочет стать счастливым при помощи искусственных препаратов.
Нурлан Шарипов: Это стремление быть счастливым, испытывать наслаждение, оно естественно в живом существе. Но люди забыли, как этого достичь. На самом деле живое существо, человек, постоянно может оставаться счастливым. Но при этом он должен следовать определенной дисциплине. И кто-то может сказать – «о, опять дисциплина, опять правила… мы хотим построить свободное общество, зачем опять эти ограничения?» Но скажите, зачем ограничения, зачем правила больному человеку? Человек болен желтухой, и врач прописывает ему определенную диету, врач прописывает ему определенные лекарства. Зачем? Для того, чтобы ограничить его свободу? Нет, для того, чтобы вернуть ему свободу. Потому что сейчас он несвободен, сейчас он обусловлен своей болезнью. Но когда он выздоровеет, когда он будет принимать лекарства, диету, тогда это состояние будет для него естественным состоянием.
Приводится пример с рыбой, которая находится вне воды. По-разному можно пытаться ее удовлетворить. Можно положить ее на мягкий диван, можно поставить замечательный телевизор перед ней, замечательную пищу. Но она не будет счастлива от этого. Она будет счастлива только тогда, когда мы ее отпустим опять назад в воду. Точно так же и живое существо или человек не может быть абсолютно счастлив просто с помощью материального комфорта. На самом деле материальный комфорт или удовлетворение чувств предназначены для того, чтобы человек задумался о том, что происходит за пределами материи. Откуда он пришел, что происходит после смерти, что было до рождения, является ли он материей, есть ли смысл в этой жизни.
Все эти вопросы, эти стремления относятся уже к четвертой цели жизни Ведического общества. Она называется мокша или метафизический аспект. Человек начинает думать о том, что происходит за пределами материи. И в конце жизни определяет, что цель человеческой жизни именно вернуться в духовную атмосферу. Потому что мы все пришли сюда на какое-то время. Мы знаем, сколько длится человеческая жизнь – сейчас едва ли кто-то живет 100 лет. Даже если 100 лет – это всё равно ограниченный срок. И что тогда? Эти вопросы рассматриваются в Ведической культуре. И с помощью этой системы Ведической культуры можно достичь всех этих целей очень естественным образом.
Также необходимо отметить, что в Ведической культуре, в Ведических писаниях указывается еще одна цель – панчава. Панча означает пять, пятая цель. Пятая цель, которую, по сути, невозможно определить ни в какую из этих целей. Она называется бхакти или преданное служение Богу. Когда человек испытывает этот опыт связи с Богом, отношений с Богом, то говорится, что все его желания пропадают. То есть он даже не преследует никакой цели касательно чатур-варги, никакой из предыдущих целей. У него нет к этому стремления. Но также у него нет к этому отвращения. Поэтому он тоже следует всем этим принципам, казалось бы, желает достичь всех этих целей. Не то, что он желает этого, но он принимает участие в этом. Но при этом его сознание находится в совершенно трансцендентной сфере. Он постоянно находится в общении с Богом. И эта часть указывается как самая сокровенная, самая высшая цель человеческой жизни.
В этом году в январе я был в Чехии, в Праге, и мы проезжали по одному мосту. Это не был мост через реку, это просто типа автострады. То есть под низом такой рельеф раскрывался, огромный вид города, много домов. Меня удивила одна деталь, что этот мост был покрыт небьющимся стеклом вокруг. И я стал спрашивать, почему так? И мне рассказали, что на самом деле этот мост – знаменитое место. Оно знаменито тем, что очень много людей приходило на этот мост и бросалось с него, кончало жизнь самоубийством. Поэтому они были вынуждены сделать этот стеклянный забор, чтобы больше никто не бросался с него. И мы можем спросить – почему? Казалось бы, уровень жизни довольно высокий, замечательные машины, замечательные дома. Даже дороги совсем не как у нас. Я искал, где бы найти такую дорогу как у нас здесь. Дороги идеальные. Всё выглядит идеальным. Но говорится, что эта материальная идиллия, даже если есть возможность удовлетворять материальные чувства, не удовлетворит духовную душу. Поэтому приходит кризис. Человек не испытывает полного материального счастья даже удовлетворяя свои материальные чувства. Поэтому приходит кризис. Но это желание на самом деле есть желание мокши. Но человек не знает, как должным образом его удовлетворить. Просто совершив самоубийство, человек не решит проблему. Потому что согласно Ведической литературе живое существо не погибает со смертью тела. Его страдания или его наслаждения не прекращаются с концом тела. Более того, есть реакции. Это называется карма – за определенные поступки человек получает определенные реакции. И самоубийство является греховной деятельностью, за это идет определенная реакция. Человек получает наоборот, еще более жалкие условия материального существования.
Но само стремление, желание определяет, что есть такая потребность у живого существа – потребность освобождения от материальной обусловленности. Потому что все эти так называемые наслаждения в материальном мире очень тесно связаны со страданиями. Но живое существо по своей природе хочет испытывать бесконечное счастье. Это называется ананда, безграничное счастье. И это счастье является духовным счастьем. Когда нет никакого материального ограничения. И это счастье, эта свобода проявляется в отношениях души со Сверхдушой, когда мы как душа вступаем в контакт со Сверхдушой. И это известно как концепция Верховной Личности Бога. У человека есть вечные отношения с Богом. И, в конце концов, как бы вы не посмотрели на всю эту чатур-варгу, то конечной ее целью ставится именно удовлетворить или восстановить свои отношения с Богом. Если человек имеет или развивает отношения с Богом, то ему больше нечего развивать. Это самые совершенные отношения.
Как видно, древнее Ведическое общество строилось на принципах предписанных обязанностей перед Богом и человечеством. Вероятнее всего в нашу эпоху тотальной либерализации большинству людей может не понравится идея существования правил и обязанностей. Но на самом деле многовековой опыт человеческой жизни доказывает, что гармонии между духовным и материальным можно достичь, только упорядочив поведение. В нашей жизни достаточно хаоса и потрясений. Возможно, сейчас наступило время оглянуться и перенять опыт наших предков, которым удавалось жить долгой, здоровой и счастливой жизнью.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|