«Аюрведа – три метода лечения»
Цикл лекций, основанных на ТВ передачах студии «Самоосознание»
«Аюрведа – три метода лечения»
Андрей Головинов: Мы продолжаем цикл передач, который посвящен культуре здоровья. В прошлой передаче мы говорили о том, что такое три корня, три основных причины болезней. Сегодня же мы поговорим о том, что существует два метода лечения, которые предлагает Аюрведа.
Первый метод, который называется «шамана», или паллиативное, симптоматическое лечение, нам очень хорошо известен. Современная ситуация такова, что нас лечат именно таким образом. Когда у нас болит голова, нам дают средство от головной боли, когда у нас болит живот, нам дают средство от боли в животе, если у нас повысилась температура – нам снижают температуру. Но почему-то никто не задается вопросом – от чего происходит головная боль, от чего возникла та же самая температура? Никто не задумывается о коренных причинах болезней, которые мы уже обсудили на прошлой лекции. И также нет методов, с помощью которых искоренялись бы самые глубокие причины болезней. Такие методы в Аюрведе называются «шодхана». Шодхана в переводе с санскрита означает «очищение», очистительные методы. Сегодня мы более подробно поговорим об этом.
К сожалению, мы привыкли считать, что хронические болезни неизлечимы. Те методы, которые применяются для лечения хронических болезней, называются симптоматическими. Ведическая медицина называет эти методы методом «деплей». Есть такая фраза в древних Ведических медицинских канонах, которая говорит о том, что человек как старательный садовник должен возделывать сад своей жизни, не допуская роста сорняков. Сорняки – это болезни, это страдания. Каждый садовник знает, что как только сорняк начинает прорастать, только появился из земли, он еще маленький, непроросший, неокрепший, и корень у него не слишком глубокий – нужно взять этот маленький сорнячок и вырвать вместе с корнем. Тогда он больше не вырастет. Это называется метод корней или очистительный метод, метод шодхана.
Паллиативные же методы, симптоматические методы подразумевают, что сорняк подрезается у корня. И каждый садовник также знает, что если мы подрезаем сорняк у корня, то вместо одной ветви или стебля появляются две. Если мы продолжаем срезать, подрезаем уже две ветви, то вырастет уже четыре ветви. И так далее, в геометрической прогрессии всё возрастает, а корень еще больше укрепляется, укореняется по мере того, как мы подрезаем ветки. То есть суть в том, что ветки – это симптомы болезни. Это какие-то болезненные процессы и проявления, которые, конечно же, нужно лечить. Но Аюрведа говорит о том, что должен существовать еще второй метод. То есть 50 на 50 процентов. Ровно столько же внимания нужно уделять и искоренению самой причины болезни. Это называется метод корней. Нужно вырвать сорняк вместе с корнем.
Аюрведа считает, что человек в процессе своей жизни накапливает токсины. Так или иначе, мы живем и накапливаем токсины в физическом теле, и также мы накапливаем токсины в тонком теле ума, в теле, которое накапливает какие-то отрицательные негативные эмоции или негативные эмоциональные стереотипы.
Например, люди типа ветра, как классифицирует Аюрведа людей, будут склонны на что-то новое и необычное реагировать сразу страхом. Это считается токсином, шлаком, как мы привыкли это называть. То есть на уровне ума мы загрязняемся через негативные эмоции. Например, страх у людей типа ветра – это первая реакция. И что вызывает этот страх? Тревоги, страхи – они вызывают спазмы, холод в теле. И возникают болезни холода затем уже на физическом уровне. Или, например, люди типа желчи, их первой реакцией на что-то необычное или новое будет раздраженность, гнев. И это вызывает в основном горячие реакции в теле, воспалительные процессы.
Кроме того, негативные эмоции ослабляют внутренние органы. Например, страх ослабляет почки. Это самые простые грубые примеры. А гнев, о котором мы сейчас говорили, ослабит печень. И одновременно нарушается пищеварение. Первое, что нарушается – это пищеварение. Пищеварение, нарушаясь, рождает недопереваренные остатки, то, что мы привыкли называть шлаками. И эта недопереваренная или неправильно переваренная пища разносится в большей степени по лимфатическому руслу к органам и тканям, которые ослаблены, там оседает и вызывает уже корневую патологию, корневые изменения, дегенерацию или разрушение тканей тела человека.
Вопрос состоит в том, чтобы очищать как тело физическое, выводя шлаки с уровня физического тела, так и тонкое тело – тело ума и разума. Что для этого нужно? Высшим лекарством Аюрведа называет три вещи. То есть метод шодхана, очищения, включает в себя три основным метода очищения тонкого тела.
Первый метод называется «гхи» на санскрите. Гхи означает различение. Человек должен очень четко научиться различать, где находится счастье. И не искать счастья там, где его заведомо нет.
Второй метод, который применяет Аюрведа, называется «дхарийа». Дхарийа означает терпимость или терпение. Мы должны научиться терпеть. Что терпеть? Например, нас кто-то оскорбляет, или кто-то действует не так, как хотелось бы нам, или мы чувствуем какие-то беспокойства или неудобства. Мы должны научиться терпеть.
Каким образом терпеть? Терпеть – это не значит терпеть, стиснув зубы. Ничего хорошего в этом нет, когда мы терпим, стиснув зубы. Терпение означает терпение матери. Точно так же как мать терпит своего ребенка из любви к нему. Или мы любим кого-то, и его недостатки кажутся нам милыми. Вот это и называется терпение. Нужно научиться терпимо, относиться ко всем окружающим нас личностям. Это дает совершенный покой ума. Мы не будем тогда испытывать негативных эмоций – гнева, зависти, жадности и так далее.
И третий, самый главный из тонких очистительных методов, называется атмадья-вигьяна, или познание своей истинной сущности. Человек должен научиться заглядывать внутрь себя, попытаться ответить на самые главные вопросы – кто я, для чего я создан, для чего я живу? Если человек найдет ответ на эти вопросы, то тогда уровень спокойствия внутреннего мира станет еще более глубоким. И тогда он сможет отразить реальность в своем уме, он сможет увидеть, что же такое реальность, что же такое Абсолютная Истина. Он сможет увидеть, что его истинная сущность вечная, она знает всё и полна бесконечного счастья. Человек должен жить так, чтобы испытывать постоянный внутренний покой и расширяющееся счастье. Как только счастье теряется, как только мы чувствуем неприятности и счастье сужается – это значит, что мы делаем что-то не так.
Чтобы понять, для чего я создан, кто я есть, существуют способы, которые предлагает Аюрведа. Первый способ – это воспевание мантр, молитв или Имен Бога, обращение к Богу за помощью. Если человек обращается к Богу, то он тут же услышит ответ. Тут же придут к нему знание, спокойствие и мир. Этому нужно посвятить своё утро – молитвам, медитации или повторению мантр или Имен Бога.
Еще один способ, которым пользуется Аюрведа, чтобы очистить тонкое тело, называется саттва-ваджайа. «Саттва-ваджайа» означает, как бы поставить себя под влияние благости, добродетели. Это значит, что нужно научиться, правильно питаться для начала. Правильно питаться означает питаться той пищей, которая не осквернена отрицательными эмоциями.
Аюрведа предлагает человеку питаться растительной и молочной пищей. То есть той пищей, которая не несет в себе тех отрицательных эмоций, которая не наполнена отрицательными эмоциями того момента, когда животное убивают, для того чтобы затем приготовить его в пищу. Когда животное убивают, оно чувствует очень большой страх, ненависть, раздражение, гнев и т.д. И всё это, все эти эмоции остаются в тех мясных продуктах, которые мы затем употребляем. И это очень сильно загрязняет наше состояние сознания. То есть мы начинаем чувствовать те же самые эмоции, которые чувствовало животное в момент смерти.
Второе – нужно научиться правильно вести себя в сутках, как мы уже говорили в прошлой передаче. Сдвинуть время своей жизни немножко назад, то есть раньше вставать и раньше ложиться. Затем, учиться правильному общению, общению из любви. И нужно научиться правильно работать, это значит, что нужно работать также из любви к другим людям. Древние писания говорят о том, что никто не должен начинать никакого дела, если оно не направлено на благо всех живых существ. Это добродетель, благость. Нужно научиться перестать привязываться к результату своего труда, делать из любви к окружающим людям ту деятельность, которую мы делаем. Несомненно, к нам что-то придет обратно. Несомненно, мы получим какой-то результат. Но это лишь средство для того, чтобы продолжать ту же самую деятельность.
Мы говорили о шлаках, которые накапливаются в теле. Они накапливаются из-за того, что мы испытываем негативные эмоции, которые ослабляют внутренние органы и нарушают наше пищеварение. И затем то, что в Аюрведе называется «ама» или неправильно переваренная пища, разносится по нашим тканям и оседает в виде токсинов. Каким образом вернуть всё обратно? Нам предлагают много способов, но Аюрведа говорит очень интересные вещи. Она говорит о том, что токсины в теле человека или шлаки в теле человека имеют жирорастворимую природу. О чем это говорит? О том, что чтобы вывести токсины, нужно их растворить. Нужны особые растворители, скажем так. Другой момент, что токсины осаждаются глубоко. Не просто где-то в кишечнике или каких-то значительных грубых каналах тела, но в очень отдаленных, в глубоких частях тела, непосредственно в тканях, в клетках. Как вывести токсины из клеток? Это делается с помощью масла. Существует метод, который называется панча-карма, пять очистительных действий.
Он начинается с того, что человек начинает внутрь принимать топленое коровье масло по особой схеме, дозировки подбираются строго индивидуально. Это происходит от 3 до 7 дней, в зависимости от конституции человека, его возраста и заболеваний. Также вместе с этим топленым маслом могут применяться вмешанные в него лекарственные средства. Обычно это фиторецептура, чтобы одновременно делать и лечение шамана, симптоматическое лечение.
После того, как тело промаслено изнутри, и кишечник промаслен также, подготовлен кишечник для выхода токсинов туда, растворенных маслом, по принципу «подобное притягивает подобное» мы начинаем умащать тело маслом снаружи. Это особые техники масляных процедур, где применяется обычно кунжутное масло или другие растительные масла, которые очень глубоко проникают в ткани и вымещают непосредственно из клеток токсины, растворенные уже токсины, в межклеточное пространство. Затем человека очень глубоко прогревают и одновременно делают так называемый лимфодренажный массаж, который делается двумя или четырьмя массажистами сразу, и все эти токсины с помощью массажа изгоняются от конечностей к центру тела. Это продолжается несколько дней. И затем, когда уже токсины вышли в кишечник, существуют симптомы, когда токсины выходят в кишечник, сначала в тонкий, затем в толстый кишечник, и их извлекают оттуда уже с помощью непосредственно очистительных процедур. Это рвотные процедуры, слабительные процедуры и клизмы.
Когда грубые токсины выведены из тела, таким образом, дальше продолжение следует. Мы говорили, что существуют еще накопленные негативные стереотипы, негативные эмоции, которые гнездятся в тонком теле, в теле ума, в нашем сознании. Панча-карма продолжается с помощью особых процедур. Есть такие процедуры очищения ума, когда делается бортик из теста на глаз, и прямо в эту ванночку наливается топленое масло. И человек вращает глазами в разные стороны, «на 8 сторон света», как говорится. И так как глаза непосредственно связаны с тонким телом ума, таким образом, происходит очищение тонкого тела ума.
Есть другая процедура очищения тонкого тела, которая называется широдхара, когда горшок с маслом подвешивают над уровнем лба лежащего пациента, и тонкой струе льют это масло. Нужно сделать так, чтобы струя не прерывалась и в то же время была достаточно тонкая. Льют это масло и особые движения делают на лбу у пациента на точке, которая называется «стхапани». Это точка, где происходит соединение всех тонких энергий тела человека. И таким образом течение всех тонких энергий в теле человека уравновешивается и одновременно все негативные эмоции выходят из тела человека. Когда мы делаем такие процедуры, часто мы можем видеть, что людям приходят видения, причем обычно сначала эти видения негативные. Таким образом, выходят негативные стереотипы. Но при продолжении широдхары у человека начинаются очень красивые видения. Например, он видит себя стоящим на берегу моря, под солнцем, даже запахи люди начинают чувствовать. Очень красивые видения. Это знак того, что тонкое тело очистилось.
Очевидно, что те методы, о которых мы с вами говорили сегодня, очень просты. Они не требуют высоких технологий, они не требуют дорогостоящего оборудования. Но почему мы можем им доверять? На самом деле эти методы сохранились в веках. До сих пор они живы, им 5 тысяч лет и они сохранились в неизменном виде на территории Индии, Бутана, Шри-Ланки и Непала. И сейчас весь мир очень сильно заинтересовался ими.
Древневедическая культура здоровья основывалась на том понимании, что тело человека является совершенным инструментом для того, чтобы совершать служение Богу, для того чтобы познать свою истинную сущность, для того чтобы наладить отношения с Богом. И здоровье рассматривалось как необходимый компонент на пути к Богу. То есть тело рассматривалось как инструмент. Мы все знаем, что профессионалы, которые хотят добиться совершенства в своей сфере, очень тщательно следят за своими инструментами. Они чистят их, они хранят их особым образом. Так же любой из нас должен научиться видеть возникновение болезней в самом зачатке, научиться искоренять болезнь в самом зачатке. Научиться следить за своим здоровьем, научиться следить за своим телом, за своим сознанием. Для того, чтобы, в конце концов, достигнуть цели человеческой жизни – любви к Богу.
Для того чтобы прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь в первую очередь необходимо иметь знание о себе как о духовной частице. Можно бесконечно изобретать различные механические способы поддержания физического здоровья, но они не будут действовать до тех пор, пока мы не решим заглянуть вглубь своего сердца. Наши физические страдания прямо связаны с нашим искаженным восприятием действительности и самих себя. Если мы желаем себе здоровья, мы должны желать здоровья и тем, кто нас окружает. Мы не должны делить мир на своих и чужих, друзей и врагов. Мы должны жить в мире и гармонии с окружающим миром.
Аюрведа утверждает, что первым шагом к оздоровлению является прощение болезни, когда мы смиренно принимаем болезнь и не ищем виноватых. Болезнь является очень действенным средством, способным заставить человека задать себе глубокие личностные вопросы.
Мы живем в эпоху быстрых ритмов и механических отношений друг с другом. Такая жизнь делает нас беспокойными и несчастными. Но благодаря бережно сохраненному Ведическому культурному наследию мы имеем возможность сделать свою жизнь здоровой и счастливой.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|