"Успешный руководитель"
Цикл лекций, основанных на ТВ передачах студии «Самоосознание»
Варнашрама-дхарма,
"Успешный руководитель",
(Варна - кшатрий)
Каждому из нас хотя бы раз доводилось управлять людьми. Управление – это, прежде всего, принятие на себя ответственности. Мы несем ответственность за себя, за свою семью. Если мы руководитель – то за своих подчиненных. Глава государства берет ответственность за всех своих подданных. Управлять означает также заботиться о тех, за кого ты принял ответственность. Поэтому в Ведическом обществе управление было уделом людей добродетельных, обладающих лучшими качествами. Можно только представить, насколько процветало общество, во главе которого стояли такие руководители. И сегодня мы поговорим о Ведической системе управления. О том, каким должен быть успешный руководитель.
Тема сегодняшнего разговора – управление в Ведическом обществе. Эту тему мы будем обсуждать вместе с Александром Хакимовым – философом, проповедником, изучающим Ведическую культуру более 25 лет.
- Расскажите, пожалуйста, как в Ведическом обществе осуществлялось управление? И какими качествами должны были обладать люди, управляющие государством? Что они должны были знать в первую очередь, чтобы заботиться о своих подданных?
- Александр Хакимов: Уровень человека в Ведической культуре определялся по количеству в нем добродетели, его качествам. Не просто по каким-то внешним критериям – диплом, положение, какие-то богатства или связи, родственники, знакомства. А именно по его личным качествам добродетели. И цивилизованные люди выбирали для управления обществом наиболее добродетельных людей. В те времена они назывались ариями. «Арий» означает – человек, знающий истинные ценности жизни, понимающий смысл жизни.
Иногда сейчас ученые думают, что арии – это национальность. Не совсем так. Человек, который рождался в семье ария, но не обладал качествами и знаниями ариев – не считался арием. Поэтому фактически любой человек, который понимает смысл жизни, который понимает душу, Бога, Абсолютную Истину, понимает природу живых существ, он считается арием. И вот такие люди должны были управлять обществом.
Если человек обладает духовным знанием, трансцендентным знанием, он должен знать, что людей приводит к страданиям, а что увеличивает их счастье. И вот это знание передавалось праведным царям. В Бхагавад Гите говорится, что знание передавалось святым царям – раджа-риши. Раджа – царь, риши – святой. А цари в свою очередь уже руководили миром с этим знанием. Значит, царь находился под управлением знания, под контролем знания. Люди, которые обладали знаниями, были советниками царя. Независимыми, им не платили зарплату, они могли жить в отшельничестве. В монастырях, например, или даже в лесу. Они практиковали духовную жизнь. Но они могли давать наставления царям, императорам мира. Потому что они не были связаны ни с деньгами, ни с властью, свободные, неподкупные, они обладали такими качествами. И от них исходила поддержка. А цари, поскольку они вступают в контакт с политикой, с дезинформацией, с деньгами, с какими-то манипуляциями, они могут запутываться в этом, им нужен совет. Поэтому советники должны быть чисты.
Если царь арий, то он может отличить истину ото лжи. Распознать чистую личность, в этом его главная квалификация, откуда получать поддержку. Он должен найти такого человека. Не арий не сможет распознать, потому что правда иногда неприятна.
Один король во Франции в свое время позвал священника и спросил его – «как насчет развода? Я бы хотел сделать развод, я не хочу жить со своей королевой». «Но в Писаниях для королей развод запрещен», – сказал священник. «Тогда твоя религия бесполезна!», – ответил король. И упразднил это, издал новый закон. Это не арий. Арий должен научиться принимать истину, правду от таких людей. И затем уже речь идет о каком-то цивилизованном управлении, только после этого.
- Управлять людьми – это большая ответственность. Человек, который называется царем или президентом, должен в первую очередь обладать знанием. Другими словами, быть арием.
- Александр Хакимов: Даже отец, даже родитель должен обладать такими качествами. Потому что он несет ответственность за детей. Это большая ответственность.
Это означает, что каждый человек кем-то руководит. Сейчас или в будущем, он берет эту ответственность руководителя. За детей, за семью, за какой-то коллектив. Иногда он руководит целой страной или миром, раньше были великие империи. Но это большая ответственность. И говорится, что по закону кармы, если царь управляет обществом, то он принимает одну шестую часть добродетелей и одну шестую часть грехов своих поданных. Поэтому ему невыгодно, чтобы его поданные были грешными – обманщиками, мошенниками, ворами, чтобы распространялась привычка к интоксикациям, к мясоедению, к азартным играм, к незаконному сексу. Это не в его интересах. Человек, управляющий такими людьми, теряет престиж, теряет благочестие. Как бы становится сам частью такого общества.
И сейчас есть много недостатков с этой точки зрения, что пренебрегают низшими видами жизни, их правом на существование. Например, бойни, животные забиваются без всякой пользы. Закатывается земля под асфальт всё больше и больше, просто ради каких-то удобств, излишеств. Мы видим, что вот такие вещи присутствуют. Подавляются некоторые виды жизни, чувствуют притеснение, человек начинает мешать им, они беспокоятся, покидают эти места и прочее. И затем возникает в природе дисбаланс, становится много грязи и такая атмосфера, когда человеку становится невыносимо. Вот это пример плохого управления.
- А можете привести какие-нибудь примеры управления в Ведическом обществе?
- Александр Хакимов: Из истории Махабхараты мы знаем, было управление, скажем, Махараджа Парикшита. Махараджа означает «великий царь», так переводится этот титул. «Парикшит» – испытуемый, он испытывал. А что он испытывал? Он каждого человека испытывал на святость. Поэтому его и назвали Парикшит. Если он видел какого-то человека, он сразу различал, сколько в нем добродетели, а сколько в нем греха, сразу мог понять этого человека. И особенно он мог видеть чистых святых, чистых преданных. И таким людям он поклонялся. И вот за такую способность, за это его видение, за духовную квалификацию его назвали Парикшит.
Или Махараджа Юдхиштхира. Его еще называли Аджата-Шатру, что в переводе означает «царь, у которого никогда не было врагов, который никогда не солгал». Теперь представьте царя, который ни разу не солгал. Но это политика! В политике это практически невозможно сделать, даже в те времена это было чем-то очень необычным. Не было ни одного врага у царя, и он ни разу не солгал. Вот это было Ведическое управление. И описывается, что когда управлял Юдхиштхира, то даже природа процветала. Вот эта благость распространялась даже на неподвижные живые существа, на растения, на океаны, на моря, на природные богатства. Природа сама давала всё необходимое для жизни. То есть в Ведах описывается, как личность, если она очень могущественна и обладает трансцендентным знаниям, способна влиять на всё общество людей, и даже за его переделы, вообще на весь мир. Леса, поля, реки – всё-всё находилось под влиянием добродетели могущественного человека.
Сейчас, к сожалению, люди в принципе, в общем смысле утрачивают тот уровень могущества, потому что в современном мире качества добродетели уменьшаются. Но это лишь временная вещь, потому что это можно исправить. Качества добродетели – это не что иное, как религия, нужно так понимать. Религия – это не просто какая-то национальная принадлежность, какой-то атрибут нации, какие-то внешние правила и предписания, традиции. Религия – это качества человека, качества добродетели. Вот когда мы сможем понять суть религии, мир изменится очень-очень быстро. Потому что религия есть в любом обществе, нужно просто извлечь ее суть и применить на практике. Не бороться, религии не должны бороться друг с другом, а следовать тому, что написано в священных писаниях. И все получат одно и то же благо. За этим следит управляющий обществом.
- Из Вашего объяснения получается, что самым важным качеством лидера является его добродетель, его чистота, а не какая-то внешняя сила или способность манипулировать. Именно добродетель. А как развивать добродетель? Как распознавать добродетель? Потому что в данный момент в современном обществе мы выбираем глав и правителей на основе голосования.
- Александр Хакимов: Это не самый совершенный способ управления – демократия, голосования. На самом деле, кроме качеств добродетели, святости, царь должен обладать еще сильными руками. Царь – это руки общества, и они должны быть сильными для управления. Потому что какая-то часть общества не хочет подчиняться законам добродетели. То есть люди по природе есть недобродетельные, им легко жить как раз в беззаконном обществе, это их стихия – манипулировать, обманывать. А вот если установить принципы добродетели, некоторые могут с этим не согласиться.
Например, если мы сейчас, скажем, объявим всем, принцип добродетели в обществе – с завтрашнего дня не будет ни сигарет, ни алкоголя, никаких журналов с картинками обнаженных женщин, и в фильмах тоже ничего этого не будет, будет только добродетель, только святость, молитвы будем передавать с утра до вечера. Большинство людей сразу возмутятся – что за диктатура вообще такая! Верно? Для этого нужно время, чтобы осознать. Царь должен быть с сильными руками, раз, и с большим разумом, два. Как отец, он сильнее ребенка? Он физически сильнее, может наказать его. Но он не только наказывает, а еще и обучает его. Поэтому важны два фактора – разум, качества добродетели, и еще сила. Иногда придется применить силу, если кто-то не хочет меняться, препятствует, ведет анти пропаганду. То есть подпольно, например, какие-то наркотики продает, есть такие, и нужно с этим очень сильно бороться. Тут сила царя проявляется. Могущественного царя боятся только мошенники, причем панически. Все негодяи должны бояться царя. Свободные граждане, добродетельные, никогда не боятся царя, аппарата управления. А вот мошенник должен бояться. Вот такой должен быть царь.
- Править означает также защищать от нашествий, от боли, страданий. В слове «кшатрий» «кшат» означает «боль», «трайя» означает освобождение. Как в Ведическом обществе осуществляли защиту?
- Александр Хакимов: Да, такие лидеры назывались кшатрии. И главной их обязанностью было устраивать деятельность, которая возвышает людей. Скажем, они совершали великие жертвоприношения, совершали великие праздники, строили храмы, вдохновляли людей такой деятельностью, которая проводилась совместно для общего блага. И вот те люди, которые не участвовали в этом по доброй воле, или противопоставляли себя такой деятельности – им цари бросали вызов. Иногда сражались с ними один на один. Очень мужественные были, отважные, смелые, владели оружием. Говорится, что настоящий кшатрий в трудной ситуации действует еще лучше. Их природа максимально используется. Они любят сражаться на самом деле. В этом нет ничего дурного именно для кшатрия. Вот для другого типа людей это греховно, совершать насилие. А вот кшатрий должен применять насилие, когда видит беззаконие, отказ от деятельности. Если кто-то отказывается от исполнения деятельности, царь будет гневаться и наказывать его. Преступник, если он кому-то причиняет насилие, то царь немедленно отреагирует. Такова его природа, он должен это сделать. Ему нравится, например, защищать слабого. И вот он должен быть таким сильным царем. И ради защиты религиозных принципов добродетели он часто может даже жертвовать жизнью. Он не боится, в этом смысл его существования. Это на самом деле великие герои. Поэтому войны были праведными, священными, настоящими, за принципы добродетели, чтобы люди могли жить согласно законам религии, следовать им – вот такие были цели.
- Очень высокие требования и большая ответственность. Пожалуй, услышав о ней, очень многие могут подумать, что не стоит стремиться стать царем или президентом, потому что это большая ответственность.
- Александр Хакимов: Да, верно. Но это означает не отказ от деятельности, а это означает, что нужно обрести такую квалификацию. Прежде всего, мы должны понять, а чем смысл жизни, и объяснить это людям. Организовать общество так, чтобы духовное знание распространялось очень мощно, могущественно. Система образования, общения с людьми, встреча с духовными лидерами… Кстати, в Казахстане это очень успешно проходит. Недавно в Астане собирались все конфессии мира. Это очень удивительно на фоне истории мира, политики мира, это удивительная духовная тенденция. Здесь строится Институт самоосознания. Замечательно, это как раз то, что должно делать управление. Это очень совпадает с тем, что в Ведах требуется от лидеров. А затем, когда люди принимают принципы добродетели и усваивают их – честность, порядочность, отсутствие жадности, отсутствие жестокости, присутствие качеств добродетели, то такими людьми очень легко управлять. Потому что их контролирует собственная совесть. Они читают Священные книги, их контролирует совесть, ими нетрудно руководить, только намек какой-то дать – и человеку становится стыдно, он уже исправляется. Но есть люди, которым вы можете говорить, даже можете наказывать, но они всё равно не исправляются. Представьте, если всё общество из таких людей – как вы будете управлять ими? Невозможно.
Если во главе зайцев поставить льва, а во главе львов – зайца, то выиграют зайцы по главе со львом. То есть от лидера очень-очень многое зависит. Лидер как бы представляет всё общество. Он должен быть лучшим. Но это означает, что поданные должны идти за таким лидером, тянуться, стремиться на тот же уровень. Йад йад ачарати шрештхас – что бы ни делала великая личность, говорится в Писаниях, остальные люди будут подражать, следовать ему. Поэтому если лидеры общества примут духовную культуру, мир изменится. Это очень удивительно, это очень тонкий стиль управления, когда царь рассматривается в обществе как представитель Бога. Такие тонкие знания и управления, что даже погода, даже внешние природные обстоятельства подчинялись управлению.
- Иными словами, если у нас пасмурно, сыро, мы можем пойти жаловаться?
- Александр Хакимов: Да, можем, пойти пожаловаться, переизбрать кого-то другого… Но погода, я думаю, не улучшится от этого. Но в принципе да, это зависит от поведения людей, лидеров, он всех нас. Потому что мы должны помогать тем, кто управляет нами, оставаться на уровне добродетели, а они, в свою очередь, заботятся о своих поданных. Должен быть взаимный обмен, должна быть любовь, уважение в основе этого. Вот такое общество будет очень хорошим, совершенным.
Лидер – это не только руки общества, которые должны быть сильными и чистыми. Лидер представляет всё общество, поэтому он должен обладать разумом, быть лучшим. Но главное – способным понимать, в чём смысл жизни, и уметь объяснить это людям. А поданные должны тянуться к уровню своего лидера. Если мы будем помогать тем, кто способствует развитию добродетельных качеств, наше общество будет процветать, и в нём будет царить порядок, уважение и любовь.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|