Духовные традиции

Интервью с Александром Хакимовым для газеты «Новая Эпоха»

У нас в гостях побывал Александр Хакимов –

известный специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ.

Он является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Уровни сознания»,

«Семейная духовная жизнь», «Последний экзамен» и других.

 Александр Хакимов – почетный директор Института прикладных духовных технологий имени Джона Фейворса.

Его мудрый философский взгляд на современность наверняка будет интересен читателю.

 

«Духовные традиции»

«Новая эпоха»: Новая эпоха характеризуется, на наш взгляд, двумя противоречивыми тенденциями в человеке и в обществе: с одной стороны – нарастающая деградация, нравственное и культурное обнищание, а с другой стороны – пробуждение интереса к духовному знанию, в частности к ведическому. Как, по-вашему, во что выльется это противоречие?

Александр Хакимов: Веды объясняют, что люди делятся на три типа в зависимости от их способности обретать жизненный опыт. Первый тип – те, которые получают опыт на слух. Им достаточно просто услышать или прочитать об Истине, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Это наиболее разумные люди, их в наш век совсем немного. Большинству же, чтобы утвердиться в чем-то, нужен практический результат, реальное подтверждение на собственном примере того или иного суждения. Получив какой-то опыт – позитивный или негативный – в виде наказания или просто угрызений совести – они принимают эту Истину. Третий тип людей – наименее разумные, те, до которых Истина не доходит ни теоретически, ни практически. Их не изменяет ни страдание, ни наказание. Они не учатся, ни на собственных ошибках, ни на чужих ошибках. Их состояние безнадежно, они стремительно деградируют. Первый тип людей найдет Истину в любом случае. А вот второму типу надо помогать. Им нужен опыт, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Так вот, противоречивая тенденция в обществе, о которой вы говорите, дает людям этого типа возможность получить как позитивный, так и негативный опыт и на основе этого опыта сделать свой выбор.

Материальный мир преподносит человеку одни идеи –вот, пожалуйста, свободная любовь, потребитель­ское настроение. Можно пова­риться какое-то время в этих реалиях и почувствовать их обманчивость и ненадежную сущность. И рядом есть другая информация –о благочестии, о Боге, о ду­ховном счастье. Ее также можно проверить, попро­бовать на вкус, сравнить со вкусом иллюзорных материальных радостей. Разумный человек на ос­новании этого опыта сде­лает правильные выводы.

«Новая эпоха»: В наше время во всем западном мире, втом числе, и у нас, терпит крушение институт семьи,60 процентов семей рас­падается, да и в тех, ко­торые уцелели, редко ца­рит гармония. Ответьте как директор Института прикладных духовных тех­нологий, какую духовную технологию можно предло­жить для спасения семьи, ячейки общества?

Александр Хакимов: Семью связывает лю­бовь – такое мнение бытует в обществе. Мы пытаемся вне­сти небольшую корректиров­ку: семья существует на осно­ве любви к Богу. Это духовное утверждение, сделанное на основе заповеди. Ведь «Воз­люби Бога» –это первая запо­ведь, а следом уже идут дру­гие. Вот эту Истину мы как уче­ные, как Институт пытаемся применить к семье. Без Бога семьи не бывает, потому что любовь к человеку непостоян­на, она может с легкостью пе­ренестись на другого челове­ка, что сейчас нередко быва­ет, и семьи разрушаются. По­этому в Ведах говорится, что, если вы любите только чело­века, то вы рано или поздно пресытитесь этой любовью. Но если вы любите Бога и эту любовь распространяете на человека, то вы не только со­храните семью, но и охватите своей любовью детей, внуков, зятьев, невесток и т.д. В ко­нечном счете вы поймете, что мир есть большая семья, се­мья Бога. Наш Институт учит, как строить семью на осно­ве любви к Богу и служения обществу, как от маленького пространства собственной семьи перейти к семье Бога. Если нет божественного понимания целостности общества, тогда каждая семья –за себя. Семьи конкурируют, ссорятся, уводят друг у друга жен, му­жей, отбирают имущество.

Духовные технологии та­ковы: сначала нужно устано­вить связь с Богом, а потому уже создавать все остальные человеческие ценности –се­мью, образование воспитание детей, экономику, политику. Тогда политика будет мирная, экономика – здоровая, семья – постоянная, дети – послушные, традиции будут поддер­живаться, потому что будет понятны высшая причина, ра­ди чего это нужно делать. Ес­ли таковой причины нет, то бу­дет, как в «Братьях Карамазо­вых» Достоевского. Помните, там брат Алеша говорит: «Ес­ли Бога нет, значит все мож­но». То есть нет точки отсчета. Нужно восстановить институт духовной семьи, это оздоро­вит общество.

«Новая эпоха»: На основе каких ду­ховных традиций работа­ет ваш Институт?

Александр Хакимов: Мы используем мно­гие традиции. Но ведическая традиция очень хорошо клас­сифицирована, поэтому поль­зуемся, в основном, этой си­стемой. На самом деле в нее вмещаются все религии. Мо­жет быть, в них не так систе­матично все изложено, как в Ведах, но в этих религиях можно найти и выделить те же самые моменты: карма-йога, гьяна-йога, мистическая йога и, наконец, йога любви к Бо­гу. «Возлюби Бога» – это бхакти-йога, «Не кради, не лги, не прелюбодействуй» –это кар­ма-йога. Применяя классифи­кацию Вед, мы можем ориен­тироваться в любой религии. Веды –это не совсем религия, это, скорее, научная класси­фикация религий и систем ценностей.

«Новая эпоха»: Иногда кажется, что все религии несправед­ливы к женщине. В религи­озных учениях женщине вы­деляется второстепенная роль в обществе. Там она - «номер два», своего рода приложение к мужчине. А современная жизнь показы­вает как раз обратное: жен­щины стали активной ча­стью общества. Многие из них успешно делают карьеру, руководят бизнесом, за­рабатываю больше мужей. Нет ли здесь опровержения религиозных постулатов?

Александр Хакимов: Общество может стро­иться в соответствии с божественными или наоборот, демоническими принципами, на основе гордости, эгоизма, тщеславия, и тогда система ценностей оказывается перевернутой. Один из главных прин­ципов, провоз­глашаемых в Ве­дах, –это защита женщин. Говорит­ся, что женщина всегда должна находиться под защитой любви. Если она утрачи­вает защиту, то она теряет красоту, здоровье и погружается в скорбь. Женщину защищает мужчина –в детстве отец, в семье –муж, а в зрелые годы – сыновья. Вот поче­му ей в обществе отводится не первая, а вторая роль. Ли­дирующее положение в соци­уме, в экономике отводится мужчине. Зато в доме, в семье «номер один» –это женщина, прежде всего, как вдохнов­ляющая сила. Благодаря ее общению мужчина добивает­ся успехов. Она имеет более тонкую материальную приро­ду и вдохновляет мужчину на великие дела. Говорится, если есть Цезарь, то за ним обяза­тельно угадывается фигура Клеопатры.

Что же происходит в совре­менном обществе? Из-за того, что мужчина чрезмерно обща­ется с чужими женщинами, он теряет силу, дающую защиту его жене. Она интуитивно это чувствует и приходит в бес­покойство, так как у нее есть дети (ответственность за де­тей у женщины выше, чем у мужчины). И тогда она искус­ственно принимает на себя роль мужчины: одевается, как мужчина, водит автомобиль, и, берясь за неженское дело, всячески пытается убедить себя: «Я могу это сделать». И это действительно ей удается. Однако это напоминает мне, как первобытные охотники, вооруженные деревянными копьями, ходили на медведя. Пойти на медведя с деревян­ным копьем –большой риск. Чтобы избавиться от страха, они разжигали костер, становились в круг и, двигаясь по кругу, долго повторяли одно и то же: «Мы убьем медведя». И, убедив себя, таким обра­зом, они шли и действительно убивали медведя. Понятно, что их сила и храбрость были несколько искусственны. Что-то похожее видится и в пове­дении современных женщин. Женщина идет на сложную, но высокооплачиваемую ра­боту с большим риском и по­терями для себя, и добивает­ся успеха. Успеха –только в работе, потому что как мать ее никто не заменит. Она это делает вместо мужчины, хотя на самом деле ее истинная за­дача – вытолкнуть наверх му­жа, подняв его авторитет. Вот в чем ее величие. Конечно, для этого женщине нужно со­ответствующее знание, позво­ляющее выполнять свою роль в семье так, чтобы приносить пользу себе и своим близким, не прибегая к искусственным и рискованным для семьи ме­тодам.

 «Новая эпоха»: Вы сказали, что женщину, идущую по жизни «мужским» путем, ждут по­тери. Внешне многие бизнес-леди удовлетворены своей жизнью. О каких по­терях идет речь?

 Александр Хакимов: Главная из них та, что на пути к карьере и успеху в обществе женщина не мо­жет полноценно выполнять роль матери. Дети не полу­чают материнской защиты, материнской силы. Можно ви­деть, что в таких семьях дети предоставлены сами себе. Характером они оказываются слабее матери, и ее материн­ская энергия действует таким образом, что она просто по­крывает их недостатки за счет материального положения. У меня недавно был разговор содной достаточно богатой женщиной. Она говорила: «У меня приемный сын. Я сдела­ла для него все, что могла. У меня есть деньги, он сирота, и я беспокоилась о нем лучше, чем о родном ребенке. Он вы­рос и из тюрьмы не вылеза­ет...». Так случилось, потому что, не имея времени уделить ему достаточно внимания, она покрывала его недостатки за счет своих финансовых воз­можностей. Мир устроен так, что материальное благососто­яние и положение в обществе женщина должна получить от мужа. Тогда она будет полно­ценной матерью. Когда же она получает все это отдельно от мужа или без него, ее мате­ринство будет неполноцен­ным.

 «Новая эпоха»: Заповеди религии рекомендуют своим после­дователям жить добро­детельно, то есть быть честными, миролюбивыми, открытыми, не мститель­ными. С другой стороны, общество живет по до­вольно жестоким законам. Правомерно ли готовить к жизни людей, которых все будут обманывать и оби­жать?

Александр Хакимов: Если зло активно, а добродетель пассивна, она проиграет. Делать нужно на­оборот: чтобы благость бы­ла активна, а зло –пассивно. Добро должно быть способ­ным отстаивать свои права. Бороться при этом нужно не за свою выгоду, а за принци­пы добродетели. Активное добро –значит распростра­нять вокруг себя знание и закон. Когда люди видят, что законы работают, зло стано­вится пассивным, потому что зло –это невежество. Когда в обществе начинают понимать законы кармы, то есть неот­вратимой ответственности за содеянное зло, зло теряет свою активность.

«Новая эпоха»: Но это слишком обобщенный ответ. Как быть, к примеру, честному человеку в отношениях с партнерами или управленцами, которые обманыва­ют его и всячески эксплу­атируют его положитель­ные качества? Нужно ли из добродетельных побужде­ний терпеть плохое отно­шение к себе?

Александр Хакимов: Нет не нужно. Веды говорят: «Не позволяйте себя эксплуатировать. Место, где вас эксплуатируют, необхо­димо немедленно покинуть». Если все так поступят, мир изменится в одну секунду. Но люди, привязанные к сво­ему положению, ради крохи какой-то выгоды позволяют себя эксплуатировать. Они сами виноваты в этом. Позво­лять себя эксплуатировать не есть добродетель. Насто­ящая добродетель подобна огню. Огонь освещает все во­круг и в то же время сам себя защищает –не прикоснешься. По-настоящему добродетель­ный человек находится под высшей защитой, под защи­той вселенских законов.

 г. Днепропетровск, май, 2012 г

 


0 Поделиться