Возвышение души

Отрывок из книги Александра Хакимова
«Реинкарнация. Размышления», часть 1. "Реинкарнация"

 «Возвышение души»

Вращение гун природы. Возвышение и деградация души.

Созидание, существование и разрушение – это вселенский закон, который поддерживается вечным вращением гун материальной природы, и он лежит в основе закона реинкарнации.

Гуна – это энергия, которая «окрашивает» духовное живое  существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны. Но, поскольку они смешиваются, их может быть безграничное множество. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.

Это можно сравнить с тем, что один и тот же человек в разной одежде ведёт себя по-разному. В чистой одежде никто не захочет заниматься грязной работой, а в грязной одежде не удобно появляться в общественных местах или на праздниках.

Одежда – это покрытие разного качества, которое можно изменить, приложив определённые усилия. Например, чистую одежду можно загрязнить, а грязную одежду можно постирать. Аналогично этому, если мы будем общаться с чистой гуной, то наша жизнь будет чиста, здорова и счастлива не только в этом воплощении. Но есть гуна, которая может осквернит наша настоящую жизнь и ухудшить будущее воплощение. Понимая эти закономерности, вы сможете получить некоторое представление о своём следующем воплощении.

Саттва-гуна. Путь в рай.

Cаттва-гуна – это гуна добродетели, она отвечает за поддержание жизни, и ей свойственно качество знания. Саттва-гуна характеризуется чувством просветления  и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга. Эти качества ведут человека на райские планеты в следующей жизни.                      

                        Гуна добродетели, будучи чище остальных,

                        просветляет и освобождает от последствий всех грехов.

                                                                                Бхагавад-гита 14.6

Раджа-гуна. Человеческое рождение.

                      Гуна страсти рождается из неограниченных желаний

                      и  вожделений. И вследствие этого, воплощённое в тело

                      живое существо привязано к материальной

                      кармической деятельности.

                                                                               Бхагавад-гита 14.7

Раджа-гуна – качество страсти. Она отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Раджа-гуна проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, силу, решимость, находчивость, отвагу в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потерю духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложную гордость, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, доблесть, полное нежелание давать пожертвование или заниматься благотворительностью в расчёте на возмещение и ради престижа. Эти качества возвращают человека после смерти в человеческую форму жизни.

                        Гуна страсти порождена бесконечными желаниями

                        и  алчностью. Поэтому она связывает воплощенное

                        живое существо узами материальной

                        корыстной деятельности.

                                                                                  Бхагавад-гита 14.7

Тама-гуна. Путь в ад.

Тама-гуна – это качество невежества. Она порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, безбожие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище. Эти качества ведут человека в адские формы жизни.

Гуны проникают в человека, когда он соприкасается с ними, созерцая этот мир, принимая пищу и общаясь с другими людьми. Гуны везде и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом состоянии духа вне гун природы.

                                                    Что касается деятельности в гуне невежества,

                            то человек, занятый ею, лишен знания, поэтому

                            он страдает в настоящем, а в будущем получит тело животного.

                                                                         Бхагавад-гита 14.16 комментарии

Одна рыба узнала, что все ее сородичи живут в воде. Она плавала и спрашивала у других рыб, что такое вода и как её увидеть. В воде рыба рождается, вода поддерживает её жизнь и в воде же рыба и умирает, поэтому она не может понять, что такое вода, и что такое жизнь на суше.

Также и реинкарнация или перевоплощение человека происходит в гунах материальной природы, которые образуют замкнутый цикл рождения, существования и смерти, называемый самсара.

Посмотрите вокруг: все люди рождаются, живут какое-то время, а затем умирают… Так происходит вечно. Даже Вселенная подчинена этому принципу проявления и уничтожения.

Выход из этой великой ловушки творения начинается с достижения гуны добродетели. Правда, даже достигнув просветления, человек может снова погрузиться в иллюзию, если не займёт себя высшей деятельностью.

Но когда он обладает всеми качествами добродетели и при этом не привязан к ним, совершая всё бескорыстно, когда он живёт, не опираясь на материальную сторону бытия – еду, сон, совокупление и оборону, и когда он обрёл любовь к Богу, тогда этот человек больше не рождается в материальном мире. Он уходит в царство Бога.

      Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти

      поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти

      остаются на земных   планетах, а те, кто находится под

      влияние низшей из гун, отвратительной гуны невежества,

      попадают в адские миры.

                                                                                Бхагавад-гита, 14.18

Материя постоянно изменяется, трансформируется, переходя из одного качества в другое, хотя сама по себе она мертва и не имеет ни одного желания. Это указывает на то, что над ней есть высшая воля, во власти которой она находится.

Облако в небе, рожденное морем и солнцем, проливает свои воды на землю и снова возвращается в океан.

Деревья и травы выходят из земли и снова уходят в землю. Земля хранит в себе семена всех видов жизни, которые то появляются на свет, а то исчезают из виду.

Тела всех видов жизни вечно перемешиваются друг с другом, чтобы поддерживать свою жизнь и свой род.

Тому, кто наблюдает за этими вечными превращениями, трудно понять смысл происходящего, если он живёт в этом мире с единственной мыслью выжить.


0 Поделиться