Сергей Бочков. Слуга-лидер новой эпохи
«ЛИДЕР НОВОЙ ЭПОХИ»
«Вещи существуют для использования, а люди – чтобы их любить», – сказал Радханатха Свами в Парламенте Великобритании. Это естественный принцип гармонии и процветания. Но с тех пор, как общественным сознанием стали управлять деньги, люди изменили этому правилу.
Веды описывает, что материальный мир очень разнообразен. А человеческий ум так устроен, что когда в наше поле зрения попадает что-то новое, у нас сразу возникает сильное желание это заполучить. Это называется вожделением. Постепенно это чувство становится навязчивым желанием и порождает войны и насилие.
Давайте сделаем небольшой экскурс в историю. В XIVвеке появилось первое огнестрельное оружие (пушки), а в XVIIIвеке, во Франции, открыли массовое изготовление мушкетов, которые до этого производились только вручную. Всё началось с оружия и затем перешло в другие сферы жизни. Мир заполнился однообразными вещами в больших количествах. Когда много людей трудится, не покладая рук, но не чувствуют любви и счастья – это называется массовое производство. Стремительное развитие такого прогресса привело к катастрофе XXвека, которую уже нельзя было миновать. Вторая Мировая война и атомная бомба – это его конечный результат. А всё потому, что цивилизация изготовила слишком много оружия и разучилась строить отношения.
Слово «оружие» надо понимать здесь широко. Ведь это необязательно «мушкет» или «бомба». Если призадуматься, то оружием в современном мире могут быть продукты, которые потребляют люди. Это не только сигареты или алкоголь, безусловно, причиняющие вред нашему телу и сознанию, но также продукты массовой культуры, которые порабощают разум. И до недавнего времени зачастую бытовало такое отношение к человеку, как к низко квалифицированному рабочему, который производит подобное оружие.
Однако, испытав эмоциональный шок, человечество задумалось. В западном мире растёт интерес к йоге и медитации. Сознание меняется постепенно и, несмотря на то, что многие по-прежнему стремятся к насилию, сейчас в мире стали появляться новые, более разумные лидеры. Благодаря Интернету стали формироваться новые виды отношений. Возникли компании, где каждый сотрудник ценится на вес золота. Оказалось, что если не ставить целью заработок денег и тиражирование однообразных продуктов, то жить становится намного интереснее. Эта новая философия, возможно, ещё не так популярна в России, но в Америке и других западных странах она уже принесла свои плоды. Её можно назвать одним словом – «служение», и её истоки уходят в глубокую древность, когда люди следовали законам, установленным Богом (дхарме). В таких авторитетных ведических книгах, как «Шримад-Бхагаватам», описана процветающая цивилизация Бхарата-Варша, где каждый занимался служением согласно своим природным способностям.
Если вы устраиваетесь сегодня в новую современную компанию, то у вас могут начаться трудности. Насколько вы трудолюбивый, выносливый и терпеливый работник, уже не имеет значение. Насколько вы бескорыстный человек – вот это куда более важно. Что вы можете отдать, не привязываясь к результату? Способны ли вы облагородить этот мир одним своим появлением или вы только думаете о личной выгоде?
Вот пример из книги одного современного американского экономиста: «Я встретил Дэвида, зайдя в кофейню с другом. Первое, что я заметил, – это как он подошел к очереди туристов и дружелюбно сказал: «Привет! У нас есть еще один туалет – на втором этаже, так что вам не надо ждать». Улыбаясь, он удалился, энергично протирая свободные столики и выравнивая стулья, которые, на мой взгляд, и так стояли совершенно ровно. После этого я целый час наблюдал, как Дэвид приветствовал людей, помогал им, предлагал присмотреть за столиком или передать что-то кому-то. И это все происходило в обычном кафе! Я спросил его, зачем он все это делает. Он улыбнулся, остановился на секунду и сказал: «Ради доброго слова». Почти каждый из нас решил бы, что такая работа похожа на кофемолку, что это тупик и самый тупой способ потратить шесть лет жизни. Дэвид же видит ее как возможность приносить дары. Он занимается эмоциональным трудом и его вознаграждение – добрые слова от клиентов (его клиентов)». «Незаменимый. Можно ли без вас обойтись?».
Автор этой цитаты, Сет Годин – один из идеологов новой волны маркетинга. Он изучил опыт современных компаний и заявляет, что обществу нужны лидеры, которые действуют так, как этот Дэвид. В его книге много знаменитых примеров, начиная от компании «Форд» и заканчивая такими современными структурами, как Microsoft, Google, Facebook. Все они развились благодаря бескорыстным людям – неформальным лидерам, которые всегда стремятся делать подарки своим клиентам и не теряют самообладания даже в самых трудных ситуациях. Сет Годин называет их «незаменимыми».
В своё время Билл Форд нашёл такого «незаменимого» (Алана Мюлалли), способного спасти компанию Fordот кризиса. Как объясняет Годин, он был совершенно незнаком с производством машин, но мог научить людей «жить без инструкций», просто заботясь о них. Предыдущий руководитель был уволен, потому что он говорил каждому, что тот должен делать (и потому был не прав). В книге Година перечислено много примеров – в компаниях Google, Microsoftи даже в администрации президента США. Не все из них известны широкой общественности, но на них сейчас держится современное общество. Это также талантливые художники, певцы и кинорежиссёры. Нередко «незаменимые» работают по профессии «кризис-менеджер», потому что достаточно легко находят выход в любой ситуации. Работники старого типа больше не ценятся, так как раньше. Например, авиакомпания JetBlueнабирает к себе стюардесс, считающих свою непростую работу привилегией, редкой возможностью служить другим.
Такие люди – индивидуальности, и их невозможно заменить на кого-то другого. Они всегда лично общаются со всеми и вкладывают в это своё отношение. Сет Годин называет такой вид работы «эмоциональным трудом». На основе современных исследований человеческого мозга он пытается объяснить в своей книге, что именно для такой деятельности, и создан человек. Другим словами, мы становимся счастливыми, когда делаем счастливыми другим, а не стремимся к счастью сами.
Сет Годин даёт некоторые советы, как стать таким человеком: во-первых, всё начинается с позы. Необходимо научиться выслушивать другого (клиента, сослуживца, начальника). Полезно для этого немного наклониться вперёд (принять позу слуги). Во-вторых, надо стать творческим человеком. Что проку быть обычным работником среднего звена? Эти времена уже давно прошли. Если вы хотите быть сегодня востребованным, вы должны быть не просто лидером и не просто слугой, а слугой-лидером.
Философия бескорыстного служения уходит в глубокую древность. Веды описывают, что богатство и процветание приходят как следствие хороших отношений, а не больших усилий, корысти и финансовых махинаций. Если мы не привязаны к плодам своего труда, то есть не стремимся наслаждаться своим результатом, то наша работа превращается в служение. А это – именно то, к чему стремится каждое живое существо. Мы все чему-нибудь служим. Кто-то – деньгам, кто-то – своей семье, кто-то – стране или великой идее. Но Сет Годин говорит о том, что сегодня необходимо служить каждому. Именно такие люди сейчас меняют мир.
Если понаблюдать со стороны, то все эти люди обладают качествами преданного, или «бхакты», как они описаны в «Бхагавад-Гите как она есть». Не исключено, что многие из новых лидеров были знакомы с этим произведением. Там говорится, что преданными движет особая сила любви к источнику всего, а именно – к Верховной личности Бога. Истинная любовь всегда бескорыстна – поэтому преданные не думают о личной выгоде и не пытается контролировать ситуацию. Они знают, что лучше поливать корень дерева, чем его листочки. Если такой преданный служит Богу, то Господь, в свою очередь, служит ему, заботясь обо всех его насущных проблемах. Но поскольку Господь пребывает в сердце каждого, то служение всем живым существам особенно им ценится.
В «Бхагавад-Гите» говорится (18 г., 54 ст.): Брахма-бхутапрасаннатма на шочати на канкшати, сама сарвешубхутешумад-бхактим-лобхате парам. Силу такому человеку даёт не привязанность к результатам своей деятельности. Он не является эгоистом и действует ради других живых существ. Он не отождествляет себя со своим телом, и никакая болезнь не может испортить его настроение и помешать ему выполнять его обязанности. Он понимает свою духовную природу (брахма-бхута) и потому исполнен ликования (прасаннатма). Другие люди заражаются его энтузиазмом. Он уравновешен, не скорбит, когда дела идут плохо, и не слишком радуется, когда ему везёт (на шочати на канкшати). Кроме того, он одинаково служит всем (в понимании Сета Година – всем своим клиентам), потому что в каждом существе он также видит его духовную природу (сама сарвешубхутешу).
Такой человек намного счастливее, чем тот, кто стремится жить только ради своих интересов. Он подобен лампочке, которая горит сама по себе и не нуждается в электроэнергии. Не удивительно, что любой работодатель хотел бы заполучить к себе в компанию именно такого работника.
Но как же стать им стать? – вот в чём вопрос. Ведь это же очень трудно. Ради чего, спрашивается, должен я служить каждому? Откуда взять мне на это силы? Действительно, несмотря на то, что Сет Годин призывает абсолютно всех своих читателей стать «незаменимыми», он не может дать хорошего метода, как развить в своём сердце любовь. Это невозможно сделать на модных книжках и психологических тренингах.
В Ведах говорится, что мы изначально неравны от рождения. Сила, дающая нам способность служить другим, называется благочестием, и у кого-то её больше, а у кого-то меньше. Всё зависит от того, какие поступки мы совершали на протяжении многих жизней. Поэтому можно смело утверждать, что те, кто самостоятельно пришёл к бескорыстной деятельности, это необычные души. Такими не становятся, а рождаются. Но для большинства людей существует метод, который описан в «Бхагавад-Гите». Он называется «бхакти-йога», или «йога бескорыстного служения».
Человек может развить у себя качества преданного, просто выполняя предписания, указанные в Ведах. Понимание, что я – душа, частичка Бога, и моё предназначение – служить источнику всего, способно полностью изменить нашу жизнь, вдохнуть в нас веру и вселить энергию. Как говорят мудрецы – это венец развития человека. Кто познал вкус к бескорыстной деятельности, никогда его ни с чем не спутает. Самое удивительное, что время, в котором мы живём, предсказано в Ведах как период временного расцвета человечества, когда множество людей последуют по этому пути. Это называется «Золотой век» и продлится он около 10 тыс. лет.
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|
Комментировать или поделиться опытом:
- Bhagavat-Gita
- Sri Isopanisad
- Shirmad Bhagavatam
- Caitanya Caritamrita
- Caitanya Caritamrita (deutsche)
- Sri Upadesamrta
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 1. Главы 1-6
- Бхагавад Гита как она есть
- Шримад Бхагаватам 1.1
- Шримад Бхагаватам 1.2
- Шримад Бхагаватам 2
- Шримад Бхагаватам 3.1
- Шримад Бхагаватам 3.2
- Шримад Бхагаватам 3.3
- Шримад Бхагаватам 4.1
- Шримад Бхагаватам 4.2
- Шримад Бхагаватам 4.3
- Шримад Бхагаватам 5.1
- Шримад Бхагаватам 5.2
- Шримад Бхагаватам 6.1
- Шримад Бхагаватам 6.2
- Шримад Бхагаватам 7.1
- Шримад Бхагаватам 7.2
- Шримад Бхагаватам 8.1
- Шримад Бхагаватам 8.2
- Шримад Бхагаватам 9.1
- Шримад Бхагаватам 9.2
- Шримад Бхагаватам 10.1
- Шримад Бхагаватам 10.2
- Шримад Бхагаватам 10.3
- Шримад Бхагаватам 10.4
- Шримад Бхагаватам 11.1
- Шримад Бхагаватам 12
- Чайтанья Чаритамрита. Ади Лила. Том 1. Главы 1-7
- Чайтанья Чаритамрита. Ади Лила. Том 2. Главы 8-17
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 2. Главы 7-11
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 3. Главы 12-16
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 4. Главы 17-20
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 5. Главы 21-25
- Чайтанья Чаритамрита. Антья Лила. Том 1. Главы 1-8
- Чайтанья Чаритамрита. Антья Лила. Том 2. Главы 9-20
- Шри Ишопанишад
- Нектар наставлений
- Нарада-бхакти-сутра
- Прабхупада
- Прабхупада-лиламрита. Том 1
- Прабхупада-лиламрита. Том 2
3 Комментарии и отзывы читателей:
Выступление Е.С. Радханатхи Свами в Парламенте Великобритании
http://www.ahakimov.ru/vedy/25.html
На фото и на видео в этом и в предыдущем материале отмечена положительная тенденция общения с духовными лидерами влиятельных людей, которые находятся во главе государств.