О многообразии религий
В ведических писаниях говорится, что наше время имеет цикличную природу. Существуют большие временные эпохи, которые сменяют друг друга. Сатья-юга – Трета-юга – Двапара-юга – Кали-юга. Эта смена происходит от самой прогрессивной и духовно развитой эпохи (Сатья-юги) к самой деградирующей (Кали-юги). И мы сейчас с вами живем именно в Кали-югу – эпоху раздоров и духовной деградации всего человечества.
Кали-юга затронула не только важные человеческие институты, такие как семья, образование, международные отношения, отношения человека с животным миром и окружающей его средой, но и проникла в религию.
Сегодня в современном мире слово «религия» имеет сомнительную репутацию и уже не воспринимается серьезно. И этому есть причины. Мы часто встречаемся с информацией, или видим своими собственными глазами, что священнослужители в разных религиях совершают неблаговидные поступки и перестают быть примером идеального поведения и чистоты сознания. Но ведь именно в этом состоит их квалификация – быть примером и эталоном для других. Но часто так называемые последователи различных религий сражаются, а порой даже убивают друг друга, что еще больше отпугивает людей, и они могут потерять веру. Другими словами, потерян внутренний смысл религии, ее высшая цель.
Перед тем, как говорить о религиях, их различиях и единстве, необходимо понять важность и необходимость присутствия веры в Бога в жизни каждого живого существа.
Мы будем опираться на статью богослова, философа и последователя вайшнавской традиции, который жил в 18 веке, Бхактивиноды Тхакура «О многообразии религий». В своей работе он пишет:
«Проанализировав историю всех стран мира, мы придем к выводу, что вера в Бога является общей и неизменной чертой всех людей. Дикие племена в лесу живут, как животные, питаясь плотью зверей, но и они поклоняются солнцу, луне, огромным горам, большим рекам и огромным деревьям, почитая их своими благодетелями и повелителями. Почему? Потому что вера в Бога изначально присуща душе, но проявляется она только в той степени, в какой ослаблено влияние материальной оболочки, покрывающей душу».
Далее он описывает 5 ступеней эволюции сознания человека, который вступил на духовный путь. Эта классификация поможет нам разобраться в различных уровнях тех людей, которые привлекаются той или иной религией. На самом деле, эта эволюция движется от корысти к преданности Богу.
1. Безнравственный материализм (нити-шунья-дживана - перевод с бенгали)
Это самая первая ступень. Эти люди могут говорить о какой-то дружбе, достоинствах других людей, но в конечном итоге ими движет желание выгоды. Их принцип таков: "Если чувствуешь себя хорошо – делай это". Люди на этом уровне могут оправдать самые различные собственные грехи, придумав новую философию. В Ведах нравственность таких людей называется «нравственность скорпиона», то есть, пока мне выгодно, я буду следовать каким-то нормам, но когда мне уже не выгодно, я жалю как скорпион.
2. Атеистическая нравственность (кевала-наитика-дживана)
Бхактивинода Тхакур: «Сюда входят благотворители, мирские филантропы, которые принимают некоторые моральные ценности, но, не обладая никакой верой в Бога, готовы в любой момент пожертвовать правилами нравственности ради сиюминутной выгоды. Атеистические моралисты выше безнравственных атеистов, но в своей этике они имеют скрытые мотивы».
3. Нравственная жизнь с верой в Бога (сешвара-наитика-дживана)
Люди на этом уровне больше делают акцент на нравственности, чем на вере в Бога. Эта тенденция может быть во многих религиях, где гуманизм или служение человечеству является основным критерием истинности. Но на тонком уровне здесь существует тот же эгоизм, потому что люди знают, что сегодня мы заботимся о ком-то – завтра позаботятся обо мне, а Бог, таким образом, уходит на второй план.
4. Нравственная жизнь, посвященная Богу (садхана-бхакти-дживана)
На этом уровне люди уже серьезно занимаются духовной практикой.
Бхактивинода Тхакур в своих трудах также описывает 4 мотивации, которые движут людьми, которые встают на духовный путь:
1. Бхая - страх – люди боятся Бога, боятся следующей жизни, боятся своих грехов. Они думают «лучше я буду поклоняться Богу, и Он меня избавит от страданий»;
2. Аша – материальные желания. Поклоняются Богу только ради своих нужд;
3. Картавья-будхи – чувство долга, благодарности. Человек настолько благочестив, что он чувствует благодарность по отношению к Богу. Он благодарен за все то, что у него в жизни есть.
Четвертая мотивация как раз соответствует пятой ступени эволюции сознания человека от безнравственного материализма к уровню нравственности как следствие любви к Богу (бхава-бхакти-дживана) и это:
4. Рага – естественная склонность к служению, любви к Богу. Человек испытывает духовные эмоции. Это самая высшая ступень. Кроме служения Господу и Его преданным человек больше ничего не хочет в этом мире.
В наше время люди зацикливаются больше на различиях, чем на единстве. Они склоны больше искать недостатки, чем достоинства. Далее в своей статье Бхактивинода Тхакур описывает различия религий, но в конце он делает вывод, в котором призывает к религиозной толерантности и терпимости.
«Очень важно, чтобы люди оказывали должное почтение святым, родившимся на их земле. Однако человек не должен навязывать превосходство собственной веры другим людям, даже если он уверен в этом превосходстве».
"Названные выше причины приводят к возникновению пяти видов различий в формах поклонения Богу, принятых в разных странах:
1) различия в духовных учителях;
2) различия в менталитете поклоняющегося и соответствующие различия в способе выражения почтения;
3) различия в методах поклонения;
4) различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах;
5) различия в именах Бога и терминологии, вызванные различиями в языке.
1. Различия в духовных учителях
В одних местах люди оказывают почтение мудрецам и подвижникам древности, в других – они почитают проповедников и пророков, таких как Магомет. В третьих странах люди почитают Иисуса и святых. В прочих странах – в почете учителя мудрости. Очень важно, чтобы люди оказывали должное почтение святым, родившимся на их земле. Однако человек не должен навязывать превосходство собственной веры другим людям, даже если он уверен в этом превосходстве (ибо уверенность в превосходстве своей веры позволяет ему укрепиться в ней). Подобного рода ссоры по вопросам веры никому не приносят ничего хорошего.
2. и 3. Различия в методах поклонения, вызванные разницей в менталитете
Что же касается различных методов выражения почтения, то в одних странах тот, кто поклоняется Богу, восседает на асане и, совершив пранаяму, начинает проведение обряда. В других странах Богу поклоняются пять раз в день, повернувшись лицом к святому месту, читая молитвы и кланяясь до земли. В третьих странах люди преклоняют колена и, выражая свое смирение, прославляют Господа в своих домах и храмах. В разных странах у людей существуют разные представления о том, что для верующего является чистым, а что нечистым в пище, одежде и в привычках.
4. Различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах
Разные религии также рекомендуют проведение разных обрядов поклонения и по-разному определяют объект поклонения. Одни люди, движимые любовью к Богу, устанавливают зримые формы Господа сначала в своих сердцах, а потом - вне их. Понимая, что внешний образ Господа не отличен от Господа в сердце, они поклоняются этому изображению. В других религиях, в силу большего акцента на логике и философии, считается, что образ Бога постижим только в уме. В этих религиях не признаются внешние формы Господа, хотя на самом деле их представления о Боге сами по себе являются такой формой.
5. Различия в терминах и именах Бога
Лингвистические различия приводят к тому, что люди в разных странах называют Бога разными именами и пользуются разными языками, обращаясь к Богу. В силу существования этих естественных различий, религии, укоренившиеся в разных странах, не могут не выглядеть по-разному. Однако это никому не дает оснований спорить друг с другом, отстаивая превосходство своего способа поклонения Богу. Такого рода споры порочны и разрушительны. Когда человек приходит в место, где Богу поклоняются по-другому, чем он привык, он должен думать: «Эти люди поклоняются моему Господу, но иначе. Поскольку я привык поклоняться Ему по-другому, мне трудно приобщиться к этой форме поклонения. Однако этот опыт поможет мне глубже оценить ту форму поклонения, к которой я привык. Бог един, нет двух богов. Поэтому я возношу молитвы тому образу Господа, которому поклоняются здесь, и молю Его, чтобы этот новый для меня облик усилил во мне любовь к тому образу Господа, к которому я привык обращаться».
Те, кто не следуют данному совету, а вместо этого, предпочитают осуждать способы поклонения Богу, принятые в других религиях, проявляя ненависть, вражду, зависть или применяя к другим насилие – люди глупые и недостойные. Степень пристрастия человека к бессмысленным спорам обратно пропорциональна степени его заинтересованности в поисках Бога".
Итак, изучив все эти уровни и классификации, мы поймем, что существует эволюция сознания человека, который стремится в духовности. Но существует также и градация религий, их качество. Веды, рассматривая качество религии с точки зрения притяжения души по отношению к Богу, приводят такой пример:
«Подобно тому, как планеты располагаются в соответствии со степенью своей гравитационной притяженности к Солнцу, разнообразные теистические концепции занимают более высокое или более низкое положение в соответствии со степенью своей притяженности к Абсолютному центру».
Но как определить, на каком расстоянии та или иная религия находится по отношению к Богу? Как можно сказать, что одна религия ближе к Богу, чем другая?
В Ведах описывается, что высшим эталоном, в соответствии с которым можно измерить степень приближенности той или иной религии к Богу, являются два критерия – бескорыстность и непрерывность. Если человек поклоняется Богу для того, чтобы в материальной жизни у него было все хорошо, чтобы вырваться из круговорота рождений и смертей, чтобы не попасть в ад, - то это все корысть. Но служение Богу должно быть ради самого Господа, не имея никаких других мотиваций. Я служу для того, чтобы Господь был удовлетворен. Человек не концентрируется на себе, он сосредотачивает свое внимание на объекте своей любви. Вот с этого начинается истинная религия.
И на самом деле эта идея бескорыстного служения прослеживается во всех религиях: в католицизме, христианстве, индуизме, мусульманстве (слово «мусульманин» переводится как «служитель»). Но внутри этих же религий существуют совершенно разные мотивации у разных адептов.
Имея это знание, мы никогда не будем критиковать целый духовный путь, целую религию, видя как ее адепты, неправильно себя ведут и не следуют каким-то предписаниям и заповедям или каким-то нравственным и моральным принципам. Мы будем понимать, что у человека существуют различные этапы развития веры, и этапы развития отношений души с Богом.
На основе статьи Бхактивиноды Тхакура "О многообразии религий", лекции Радха Говинды прабху "Многообразие религии - хорошо это или плохо?"
Автор статьи: Павел Величко
http://nedvudki.livejournal.com/4428.html
0 |
|
Поделиться | Tweet |
|
Комментировать или поделиться опытом:
- Bhagavat-Gita
- Sri Isopanisad
- Shirmad Bhagavatam
- Caitanya Caritamrita
- Caitanya Caritamrita (deutsche)
- Sri Upadesamrta
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 1. Главы 1-6
- Бхагавад Гита как она есть
- Шримад Бхагаватам 1.1
- Шримад Бхагаватам 1.2
- Шримад Бхагаватам 2
- Шримад Бхагаватам 3.1
- Шримад Бхагаватам 3.2
- Шримад Бхагаватам 3.3
- Шримад Бхагаватам 4.1
- Шримад Бхагаватам 4.2
- Шримад Бхагаватам 4.3
- Шримад Бхагаватам 5.1
- Шримад Бхагаватам 5.2
- Шримад Бхагаватам 6.1
- Шримад Бхагаватам 6.2
- Шримад Бхагаватам 7.1
- Шримад Бхагаватам 7.2
- Шримад Бхагаватам 8.1
- Шримад Бхагаватам 8.2
- Шримад Бхагаватам 9.1
- Шримад Бхагаватам 9.2
- Шримад Бхагаватам 10.1
- Шримад Бхагаватам 10.2
- Шримад Бхагаватам 10.3
- Шримад Бхагаватам 10.4
- Шримад Бхагаватам 11.1
- Шримад Бхагаватам 12
- Чайтанья Чаритамрита. Ади Лила. Том 1. Главы 1-7
- Чайтанья Чаритамрита. Ади Лила. Том 2. Главы 8-17
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 2. Главы 7-11
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 3. Главы 12-16
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 4. Главы 17-20
- Чайтанья Чаритамрита. Мадхья Лила. Том 5. Главы 21-25
- Чайтанья Чаритамрита. Антья Лила. Том 1. Главы 1-8
- Чайтанья Чаритамрита. Антья Лила. Том 2. Главы 9-20
- Шри Ишопанишад
- Нектар наставлений
- Нарада-бхакти-сутра
- Прабхупада
- Прабхупада-лиламрита. Том 1
- Прабхупада-лиламрита. Том 2